• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психологический практикум: Беседа

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа направлена на ознакомление студентов с методом "беседа" и его применением в разных видах деятельности психолога. Студенты узнают о структуре беседы в соответствии с поставленными задачами, получат базовые навыки организации, в результате курса смогут сравнить и понять особенности беседы в разных видах деятельности психолога
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности.
  • формирование культуры мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
  • формирование представлений о методе беседа в разных видах деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
  • Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
  • студент знает основные этические принципы в психологическом консультирование
  • студент знает структуру первичнй консультации
  • студент знает, может назвать и уместно подобрать фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
  • Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
  • Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
  • студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
  • Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
  • Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
  • Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
  • студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
  • Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
  • Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
  • Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
  • студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
  • Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
  • Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
  • студент понимает и может назвать разницу между дистанционным и краткосрочным консультированием
  • Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Беседа как метод психологии
  • Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы
  • Беседа в краткосрочном дистанционном консультировании: типичные приемы и ошибки
  • Этические нормы и ограничения в психологическом консультировании.
  • Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
  • Метод беседы в социальной психологии
  • Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Составление гайда для интервью
  • неблокирующий Отчет о проведении первичной психологической консультации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Отчет о проведении первичной психологической консультации + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Составление гайда для интервью + 0.2 * Аудиторная активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
  • Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F

Авторы

  • Климочкина Анастасия Юрьевна