Бакалавриат
2022/2023
Психологический практикум: Беседа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Данная программа направлена на ознакомление студентов с методом "беседа" и его применением в разных видах деятельности психолога. Студенты узнают о структуре беседы в соответствии с поставленными задачами, получат базовые навыки организации, в результате курса смогут сравнить и понять особенности беседы в разных видах деятельности психолога
Цель освоения дисциплины
- формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности.
- формирование культуры мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
- формирование представлений о методе беседа в разных видах деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения
- Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
- Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
- студент знает основные этические принципы в психологическом консультирование
- студент знает структуру первичнй консультации
- студент знает, может назвать и уместно подобрать фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
- Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
- Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
- студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
- Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
- Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
- Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
- студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
- Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
- Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
- Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
- студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
- Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
- Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
- студент понимает и может назвать разницу между дистанционным и краткосрочным консультированием
- Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
Содержание учебной дисциплины
- Беседа как метод психологии
- Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы
- Беседа в краткосрочном дистанционном консультировании: типичные приемы и ошибки
- Этические нормы и ограничения в психологическом консультировании.
- Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
- Метод беседы в социальной психологии
- Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
Элементы контроля
- Аудиторная активность
- Контрольная работа
- Составление гайда для интервью
- Отчет о проведении первичной психологической консультации
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Отчет о проведении первичной психологической консультации + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Составление гайда для интервью + 0.2 * Аудиторная активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
- Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
- Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
- Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
- Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F