• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Искусство Возрождения

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 22
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 136

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по истории европейского искусства эпохи Возрождения (XIII–XVI вв.) в рамках современной научной парадигмы демонстрирует логику и основные этапы развития ренессансного искусства, освещает основные проблемы и достижения, творчество ведущих мастеров и ключевые памятники периода. Лекции знакомят студентов с современными научными представлениями об искусстве этого времени, с основными трудами по истории искусства эпохи Возрождения, со специфической терминологией, применяемой при изучении искусства этой эпохи, с видовой, жанровой, технико-технологической спецификой ренессансных памятников. В результате освоения дисциплины студенты получают целостное и структурированное представление об искусстве этого времени, осваивают большой объем исторических сведений и визуальной информации. На семинарских занятий тренируются навыки самостоятельного анализа отдельных памятников, работы с научной литературой, разбора и представления научных проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление о месте и роли искусства Возрождения в мировой истории
  • дать представление об основных этапах развития искусства ведущих школ Италии и Северной Европы изучаемого периода
  • выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих школ Италии и Северной Европы в период Возрождения
  • охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
  • познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
  • выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития
  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • знать логику развития ренессансного искусства, основные проблемы и достижения периода
  • знать музейные собрания памятников искусства эпохи Возрождения
  • знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры эпохи Возрождения
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства эпохи Возрождения
  • знать основные труды по истории искусства эпохи Возрождения
  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства эпохи Возрождения
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства периода
  • уметь атрибутировать произведения искусства эпохи Возрождения
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Возрождения
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства эпохи Возрождения
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Возрождения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства Ренессанса.
  • Искусство Италии 2-й пол. XIII –XIV. вв. Между готикой и проторенессансом.
  • Искусство раннего Возрождения во Флоренции.
  • Другие центры раннего Возрождения в Италии (Сиена, Урбино, Римини).
  • Раннее Возрождение в Северной Италии (Падуя, Венеция, Феррара).
  • Другие центры Раннего Возрождения в Италии: Милан, Неаполь, Рим.
  • Высокое Возрождение в Риме.
  • Высокое Возрождение во Флоренции.
  • Высокое Возрождение в Венеции.
  • Позднее Возрождение в Италии.
  • Искусство Рима 1530-х гг. Позднее Возрождение в Эмилии-Романье.
  • Позднее Возрождение во Флоренции. Флорентийский Маньеризм.
  • Позднее Возрождение в Венеции и Венето.
  • Тридентский собор и его последствия. итальянское искусство после Тридентского собора.
  • Введение в изучение Северного Возрождения. Религиозные, социальные и культурные предпосылки его формирования.
  • Рождение новой живописной системы: школа Брюгге и школа Турне.
  • Искусство XV в. в немецких землях: новая живописная культура. Рождение гравюры. Скульптура.
  • Французское искусство XV В.
  • Искусство Северного Возрождения в Нидерландах в XVI в.
  • Искусство Северного Возрождения в немецких землях.
  • Искусство Возрождения во Франции.
  • Другие очаги Ренессансного искусства в Европе. Европейское искусство 1-й половины XVI в. Наследие Ренессанса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Контрольная работа по материалам лекций, семинарских заданий и онлайн-курса 3 модуля, проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Контрольная работа по материалам лекций, семинарских заданий и онлайн-курса 4 модуля, проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Семинарский доклад
    Устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов на одну из предложенных тем. В ходе доклада студент должен показать способность самостоятельно подбирать научную литературу, анализировать произведения, понимать контекст и условия его создания. Доклад сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на вопросы и замечания.
  • неблокирующий Биографическая презентация
    Биографическая презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. Биографическая презентация создаётся студентом самостоятельно с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов. Рекомендуется в первую очередь обращаться к сайтам музеев.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Подготовка двух микро-докладов в двух сводных семинарах, не менее двух выступлений в знаточеских семинарах, освоение ридингов и участие в обсуждениях на регулярных семинарах, посещение музейных занятий
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем три. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает одну, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, онлайн курса, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Семинарский доклад + 0.15 * Биографическая презентация + 0.3 * Экзамен + 0.05 * Активность на семинарах + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • Итальянское возрождение, Яйленко, Е. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрождение. XV век: Кватроченто, Дзуффи, С., 2008
  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История западной культуры : Античность, Средние века, Возрождение: учебное пособие, Мигранян, З. А., 2008