• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар: Классические тексты ислама и арабографичные письменные традиции в России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар имеет целью погружение студентов в письменную и языковую культуру мусульманских обществ в Российской империи. Он начинается со знакомства с отрывками наиболее авторитетных арабоязычных текстов разных жанров, созданных в «классический» период арабо-мусульманской письменной традиции в центральных областях ислама (VII-XIII вв.). Помимо чтения фрагментов Корана и хадисов, студенты познакомятся с примерами комментаторской (тафсир), юридической, теологической, исторической и собственно «литературной» (адаб) традиций. Взаимодействие между студентами продвинутого и элементарного уровней знания арабского языка позволит вскрыть наиболее сложные и важные для понимания моменты текстов. Основное внимание будет уделено их историко-культурному комментированию. Полученное знакомство с жанрами «классической» арабо-мусульманской письменной культуры сформирует контекст для второй части семинара – изучения ее трансформаций и новаций в сосуществовавших в Российской империи четырех ареалах исламской письменной традиции – Среднеазиатского, Поволжского, Крымского и Дагестанского (Северокавказского). Они отличались доминированием в письменной культуре и историографии одного из трех языков ислама (соответственно — персидского, тюрки/турецкого и арабского). Эти ареалы возникли в разное время, питались разными источниками и вошли в состав империи не сразу и не равномерно. Их языковые и культурные особенности были во многом связаны со спецификой исламизации этих регионов и их дальнейшей политической историей. Семинар направлен на уяснение этих культурных различий через призму письменной культуры. Читая, анализируя и обсуждая тексты (поначалу короткие – эпитафии и краткие заметки исторического характера; затем более пространные), студенты познакомятся и с их контекстом: традициями передачи знания, излюбленными в каждом из ареалов жанрами и наиболее ходовыми текстами, почерками, приемами оформления книг и проч. В конечном счете, студенты должны обрести связную картину как общих исламских истоков, так и исламского культурного разноообразия в Российской империи и ее наследниках — СССР и РФ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студента ориентироваться в сфере традиционной мусульманской книжности в Российской империи и общем контексте становления и развития исламской письменной традиции
  • Сформировать у студента представления о языковых и жанровых особенностях мусульманской литературы на арабском, персидском и тюркском языках
  • Сформировать у студента базовые навыки чтения и анализа памятников российской мусульманской книжности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен быть знаком с основными арабоязычными памятниками Поволжья, Средней Азии и Кавказа и их авторами
  • Студент должен быть знаком с основными тюркскими письменными памятниками Крыма, Поволжья, Средней Азии, Казахстана и Северного Кавказа
  • Студент должен владеть информацией о роли арабского языка в системе мусульманской учености в Российской империи
  • Студент должен владеть информацией о роли персидского языка в системе мусульманской учености в Российской империи
  • Студент должен владеть информацией о роли письменного тюрки в системе мусульманской учености в Российской империи
  • Студент должен владеть информацией об основных персоязычных произведениях, распространенных в среде мусульман
  • Студент должен знать ключевые теории, описывающие становление «персоязычной ойкумены»
  • Студент должен знать основные этапы становления арабо-мусульманской книжной культуры и понимать роль арабского как языка науки и религии в различных регионах Российской империи
  • Студент должен знать основные этапы становления персидского языка как lingua franca
  • Студент должен знать основные этапы становления тюрки и его вариантов как одного из языков науки в различных регионах Российской империи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Арабоязычные памятники исламской культуры в Российской империи
  • Циркуляция классической персидской литературы и персоязычная литература в мусульманских мирах России
  • Тюркоязычные памятники исламской исторической мысли на территории Российской империи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс
    Студенты должны предоставить подтверждение освоения ими онлайн-курса «Источниковедение»
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Перед занятием студентам выдается список материалов, необходимых к изучению. В ходе занятия студенты участвуют в дискуссии на основании изученных ими материалов. В рамках занятий оценивается степень участия студента в дискуссии, подготовленность, аргументированность, частотность и полнота его ответов. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент активно работал на всех семинарских занятиях, давал полные и четкие ответы на вопросы, продемонстрировал свое знакомство с семинарскими материалами, а также свободно ориентируется в содержании курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Перед экзаменом студенты получают для подготовки список вопросов по темам курса. На экзамене студентам предлагается билет с двумя вопросами. На подготовку выделяется 15 минут. Оценивается полнота ответа студента, его погруженность в тематику курса, знакомство с релевантной научной литературой и умение правильно излагать свои мысли с точки зрения правил русского языка. Максимальная оценка - 10 баллов - выставляется в том случае, если студент риторически и стилистически верно представил исчерпывающее изложение по теме вопроса, ответил на дополнительные вопросы, продемонстрировал знание релевантной научной литературы и степень погруженности в тематику курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.8 * Семинарские занятия + 0.2 * Онлайн-курс
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Семинарские занятия + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alfrid Bustanov K., & А. Бустанов К. (2017). Speaking Bukharan: Persian Texts in Imperial Russia ; Говорить «По-Бухарски»: Персоязычные Тексты В Российской Империи. Islam in the Modern World; Том 12, № 4 (2016); 81-92 ; Ислам в Современном Мире; Том 12, № 4 (2016); 81-92 ; 2618-7221 ; 2074-1529 ; 10.22311/2074-1529-2016-12-4. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-4-81-92
  • Allen J. Frank. (2012). Bukhara and the Muslims of Russia : Sufism, Education, and the Paradox of Islamic Prestige. Brill.
  • Amanat, A., & Ashraf, A. (2019). The Persianate World : Rethinking a Shared Sphere. Brill.
  • Green, N. (2019). The Persianate World : The Frontiers of a Eurasian Lingua Franca. University of California Press. https://doi.org/10.1525/luminos.64

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A.C.S. Peacock, & D.G. Tor. (2015). Medieval Central Asia and the Persianate World : Iranian Tradition and Islamic Civilisation. I.B. Tauris.
  • Rebecca Ruth Gould. (2018). “Sweetening the Heavy Georgian Tongue: Jāmī in the Georgian-Persianate World.” https://doi.org/10.17613/M68P5V886