• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Введение в психологию

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Дается классификация методов психологии, ставится проблема воспроизводимости результатов научных исследований. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения и вводятся основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его мотивационно-эмоциональных и познавательных процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование общего представления о психологии как науке, о развитии ее предмета, об основных областях исследований, о методах научного исследования.
  • Создание ориентировочной основы для дальнейшего успешного освоения дисциплин "Психология мотивации и эмоций", "Психология личности и индивидуальных различий", "Когнитивная психология", "История психологии".
  • Создание ориентировочной основы для дальнейшего успешного освоения дисциплин "Психология мотивации и эмоций", "Психология личности и индивидуальных различий", "Когнитивная психология", "Экспериментальная психология".
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями гуманистической психологии, обозначает различия между гуманистической и экзистенциальной психологией
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями классической психологии сознания
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями когнитивной психологии и когнитивной науки, может назвать основные дисциплины, входящие в состав когнитивной науки
  • Анализирует развитие предмета психологии с момента её возникновения как науки
  • Владеет основными понятиями культурно-исторического подхода к развитию психики
  • Дает классификацию методов психологии.
  • Дает классификацию областей психологии (фундаментальная, прикладная, практическая), может привести примеры конкретных отраслей психологии в рамках каждой из областей.
  • Дает определение предмета психологии как науки.
  • Даёт определение эмоции, выделяет основания для классификации видов эмоций
  • Дает определения "сквозных" психических процессов (память, внимание, воображение), может привести примеры соответствующих феноменов
  • Даёт определения мотивации, потребности, мотива
  • Дает определения основных эмоциональных состояний (тревога, фрустрация, стресс), может проиллюстрировать примерами различия между ними
  • Дает определения собственно познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление), может привести примеры соответствующих феноменов
  • Дает определения структурной метафоры, модели, теории.
  • Даёт сравнительные определения задатков и способностей, может обозначить подходы к развитию способностей
  • Даёт сравнительные определения темперамента и характера, может привести примеры акцентуаций характера
  • Может обозначить круг явлений, изучаемых психологией.
  • Может обозначить основные причины кризиса воспроизводимости в психологии.
  • Может обозначить подходы к выделению базовых потребностей человека
  • Может обозначить подходы к происхождению психики и выделению этапов её развития
  • Определяет место психологии в системе наук.
  • Определяет специфику метода эксперимента.
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями бихевиоризма, обозначает различия между классическим бихевиоризмом, оперантным бихевиоризмом и необихевиоризмом
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психоанализа, обозначает различия между психоанализом и направлениями глубинной психологии (аналитическая психология, индивидуальная психология)
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психологии деятельности
  • Проводит различие между научной и житейской психологией.
  • Проводит сравнительный анализ психики человека и животных
  • Различает понятия индивида, личности, индивидуальности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
  • Методология и методы психологии
  • Становление предмета психологии
  • Происхождение и эволюция психики
  • Многообразие психических процессов
  • Введение в психологию индивидуальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение с презентацией по источнику из дополнительной литературы
  • неблокирующий Коллоквиум
    Коллоквиум по монографии или по решению преподавателя - аналитическое эссе по предложенному научному тексту
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Присутствие на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Активность + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Присутствие на семинарских занятиях + 0.1 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов, Леонтьев, А. Н., 2001
  • Общая психология. Т.1: Введение, , 2001
  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002