• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Самопрезентация и убеждающая коммуникация

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Прохождение данного курса обеспечивает развитие и актуализацию специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности и убеждающей коммуникации. Освоенные в ходе изучения дисциплины специальные знания и опыт реализуются в умении управлять впечатлением окружающих о себе, в навыках психологического воздействия на оппонента (слушателя, собеседника) в ситуации деловых переговоров или публичного выступления. В целом речь идет о развитии таких важных профессиональных компетенций, как гибкость и адаптивность поведения, эффективность коммуникаций, стрессоустойчивость и лидерство.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Самопрезентация и убеждающая коммуникация» является совершенствование компетенций в сфере коммуникации и управления поведением; освоение/актуализация специальных знаний и практик в области психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации, позволяющих овладеть основными техниками и стратегиями самопрезентации, способами защиты от манипулятивного воздействия, что способствует формированию навыков психологического воздействия на личность и группу, обеспечивающих проведение конструктивных переговоров в деловом и личном общении, успешное публичное выступление.
  • В результате освоения дисциплины студент должен знать теоретические основы психологии самопрезентации личности, психологии воздействия и убеждающей коммуникации и грамотно оперировать основными понятиями; иметь представление об основных направлениях изучения самопрезентации, современных достижениях теоретической и прикладной психологии самопрезентации личности и убеждающего воздействия.
  • Также уметь применять полученные знания на практике; выбирать и применять определенные стратегии и техники самопрезентации.
  • Студент должен обладать навыками комплексного психологического анализа ситуации взаимодействия и способами воздействия на оппонента: -развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы в аспекте социального взаимодействия и коммуникации; -развитие навыков проведения экспериментальной работы в области манипуляции; -овладение стратегиями и техниками самопрезентации; -развитие у студентов практических навыков публичного выступления, в том числе в формате презентации самостоятельных научных исследований; -развитие навыков убеждающей коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с основаниями классификации самопрезентации личности, проходит ряд диагностических методик и упражнений
  • Знакомится с основными теоретическими подходами и исследованиями самопрезентации личности
  • Знакомится с особенностями публичного выступления и арсеналом средств общения оратора, проходит актерский тренинг
  • Знакомится с практикой деловых переговоров: изучает психологический аспект переговоров; участвует в деловой игре «Кремлевские переговоры».
  • Знакомится с ролью коммуникативной компетенции в деловом общении. Анализирует техники аргументации и контраргументации, изучает работу с аудиторией; отрабатывает алгоритм противостояния воздействию, проходит тренинг по конструктивной критике и цивилизованной конфронтации.
  • Изучает гендерные отличия приемов и тактик самопрезентации в социальном поведении (профессиональные отличия), знакомится с защитными и ассертивными тактиками самопрезентации, сравнивает и проходит диагностику своих приемов самопрезентации
  • Изучает и сравнивает существующие современные практики (модели) самопрезентации, исследует и разрабатывает алгоритм по ним
  • Изучает концепции тренинга противостоянию влияния; отрабатывает полный алгоритм противостояния воздействию.
  • Изучает проблематику психологического влияния; сравнивает специфику целей разных видов влияния. Знакомится с алгоритмом цивилизованного противостояния влиянию; проходит тренинг психологического самбо.
  • Изучает теорию и практику имиджелогии, знакомится с пошаговым алгоритмом построения позитивного имиджа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные теоретические подходы и исследования самопрезентации личности
  • Тема 2. Классификации самопрезентации: виды, типы, стратегии и тактики
  • Тема 3. Модели самопрезентации в социальной психологии
  • Тема 4. Самопрезентация в различных сферах деятельности: гендерные и профессиональные особенности самопрезентации
  • Тема 5. Имидж и самопрезентация личности
  • Тема 6. Самопрезентация в публичных выступлениях
  • Тема 7. Убеждающая коммуникация: этапы и механизмы психологического воздействия
  • Тема 8. Деловое общение: коммуникативная компетентность, виды и формы психологического воздействия
  • Тема 9. Способы защиты от манипулятивных приемов воздействия
  • Тема 10. Коммуникативные техники ведения переговоров. Противостояние уловкам
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выступление с проектом
    Студент выбирает самостоятельно тему проекта, и ее утверждает преподаватель (тема выбирается по содержанию курса).
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.300 аудиторная работа в онлайн формате на платформе zoom (индивидуальная и групповая) 0.200 итоговый тест в lms из 48 вопросов 0.300 выступление с проектом (в форме устного доклада с презентацией) в zoom 0.200 контрольная работа в форме письменного теста из 30 вопросов в lms
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445661 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология общения : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
  • Психология самопрезентации личности: Монография / Пикулева О.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006926-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/559224
  • Семенова, Л. М.  Имиджмейкинг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 141 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-11004-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444427 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации Учебное пособие / Непряхин Н.Ю., Гандапас Р.И., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 254 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-5160-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925930
  • Чалдини Р. - Психология влияния. 5-е изд. - 978-5-496-01033-7 - Санкт-Петербург: Питер - 2014 - 21895 - https://ibooks.ru/bookshelf/21895/reading - iBOOKS