• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Методы филологических исследований

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Методы филологических исследований» студенты овладевают основными современными подходами к изучению литературных текстов и формируют практические навыки анализа произведений. Студенты знакомятся с основными филологическими парадигмами анализа текстов от текстологической работы до дигитальных исследований и нейроэстетики. Текущий контроль по курсу — аудиторная работа, а также эссе, в котором студент применяет одну из пройденных методологий к выбранному тексту. Курс заканчивается устным экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами ключевых отечественных и западных филологических теорий XX в. в междисциплинарной перспективе.
  • Ознакомление с историей отечественной и зарубежной гуманитарной науки, знание основного содержания и положений центральных научных парадигм XX-XXI вв.
  • Овладение навыками филологического анализа источников по русской литературе в рамках различных филологических и общегуманитарных методологий
  • Освоение навыков исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук;
  • Владение навыками филологического анализа источников по русской литературе в сравнительной перспективе и в рамках других филологических методологий;
  • Владение научной терминологией основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики).
  • Знание методологических подходов, использующихся при сравнительно-историческом исследованиях европейских литератур;
  • Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
  • Знание развития теории сравнительного метода в России и Европе в контексте гуманитарных наук в XXв.;
  • Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
  • Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы в междисциплинарной перспективе;
  • Умение интерпретировать основные понятия филологической науки в междисциплинарном контексте;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие научной парадигмы. Метод и парадигма. Проблема метода в гуманитарном знании
  • Филологический комментарий
  • Текстология как научная дисциплина
  • Точные методы в гуманитарных науках
  • Структурализм как научная парадигма
  • Проблема интертекстуальности.
  • Изучение языка литературы
  • Проблема читателя. Р. Барт.
  • Психологические подходы к литературе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на аудиторных занятиях
  • неблокирующий Работа на аудиторных занятиях
  • неблокирующий Письменная работа: методы на практике
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Устный экзамен + 0.3 * Письменная работа: методы на практике + 0.2 * Работа на аудиторных занятиях + 0.2 * Работа на аудиторных занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт, Р., 2008
  • Психология искусства, Выготский, Л. С., 1998
  • Современная литературная теория : антология, , 2004