• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Пропаганда: теория, история, методы, практики

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Солодухин Олег Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Пропаганда: история, теория, методы и практики» посвящён той деятельности без которой не обходилось и не обходится ни одно человеческое общество. Хотим мы этого или нет, но мы всегда заинтересованы в том, чтобы убедить аудиторию в верности именно нашей точки зрения, завоевать сторонников, стать «лидером мнения», хотим, чтобы наши идеи, взгляды и ценности воспринимались обществом как самые верные и правильные. А для этого политики, ученые, деятели искусств, бизнесмены, прибегали к пропаганде в той или иной форме. То есть прибегали к распространению политических, философских, научных, религиозных, художественных, экономических и других идей с целью их внедрения в общественное сознание, а то и, к активизации на основе этих идей, той или иной массовой деятельности. В рамках этого курса мы познакомимся с историей пропаганды, при этом особое внимание уделим XX столетию, где были выращены две самые мощные системы тотальной пропаганды — нацистская и советская. И где состоялось величайшее пропагандистское противоборство — «холодная война», которую проиграла советская коммунистическая система. Познакомимся с тем, как изменились формы и методы пропаганды в эпоху Интернета, разберемся, что общего между и различного между понятиями дезинформация, обман, ложь, фейк-ньюс, насколько обоснованы популярные крипто- и конспирологические теории, которыми сегодня пытаются объяснить мир. В ходе курса мы не только научимся отличать достоверную информацию от недостоверной, но и поймём, что восприятие сообщения в значительной степени зависит от его интерпретации и научимся отделять «зерна от плевел», факт от его интерпретации. Так же студенты научатся технологии строительства собственных пропагандистских схем и структур, научатся работать в рамках «белой», «серой» и «чёрной» пропаганды, использовать на практике элементы «проникающей (социологической)» пропаганды, а также научатся противостоять технологиям психологической, когнитивной и информационных войн. Познакомятся с основами внешнеполитической пропаганды. Кроме того, студенты познакомятся с основными видами неполитической пропаганды — научной, культурной, экологической, здорового образа жизни, спорта и др..В рамках этого курса мы познакомимся с историей пропаганды, при этом особое внимание уделим XX столетию, где были выращены две самые мощные системы тотальной пропаганды — нацистская и советская. И где состоялось величайшее пропагандистское противоборство — «холодная война», которую проиграла советская коммунистическая система. Познакомимся с тем, как изменились формы и методы пропаганды в эпоху Интернета, разберемся, что общего между и различного между понятиями дезинформация, обман, ложь, фейк-ньюс, насколько обоснованы популярные крипто- и конспирологические теории, которыми сегодня пытаются объяснить мир. В ходе курса мы не только научимся отличать достоверную информацию от недостоверной, но и поймём, что восприятие сообщения в значительной степени зависит от его интерпретации и научимся отделять «зерна от плевел», факт от его интерпретации. Так же студенты научатся технологии строительства собственных пропагандистских схем и структур, научатся работать в рамках «белой», «серой» и «чёрной» пропаганды, использовать на практике элементы «проникающей (социологической)» пропаганды, а также научатся противостоять технологиям психологической, когнитивной и информационных войн. Познакомятся с основами внешнеполитической пропаганды. Кроме того, студенты познакомятся с основными видами неполитической пропаганды — научной, культурной, экологической, здорового образа жизни, спорта и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с историей пропагандистской деятельности, её методами и практиками в разные исторические эпохи с особым упором на ХХ столетие и формирование систем тотальной пропаганды.
  • Сформировать аналитическое, нормативное и прикладное понимание феномена пропаганды как разновидности информационной деятельности. Научить анализу пропагандистских сообщений, пользуясь принципом историзма, классическими и современными методами анализа контента, процесса информационно-коммуникативной деятельности.
  • Сформировать представление о функциях, задачах и областях применения пропагандистской деятельности, её этических и правовых ограничениях.
  • Продемонстрировать и закрепить в сознании тесную связь между пропагандистской деятельностью и наличествующими в обществе идеологиями.
  • Продемонстрировать и закрепить в сознании значение языка и текста как базовых основ пропагандистской деятельности.
  • Изучить формы пропагандистской деятельности, господствующие в современном обществе от «внутреннего цензора» до технологий гибридных войн.
  • Научить выявлять и оценивать различные виды пропагандистских сообщений.
  • Сформировать навыки по созданию и распространению современного пропагандистского контента.
  • Овладеть теоретическими и практическими основами пропагандистской деятельности.
  • Сформировать навыки использования полученных знаний по предмету в научных исследованиях политических и коммуникационных процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о власти, обществе, медиа и политике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные принципы, методы и технологии современной пропагандистской деятельности.
  • Анализирует медиаконтент, выделяет и адекватно интерпретирует пропагандистские сообщения.
  • Рассказывает историю пропагандистской деятельности.
  • Формирует и распространяет пропагандистский контент, применив современные пропагандистские технологии.
  • Противостоит скрытому управлению общественным сознанием, процессами и поведением людей в интересах манипуляторов за счет владения совокупностью знаний, методов и приемов, техник и технологий пропаганды.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пропаганда как объект исследования и общественный феномен.
  • Пропаганда и идеология.
  • История пропаганды. История пропаганды от Античности до Первой мировой войны.
  • История пропаганды. Тотальные системы пропаганды.
  • История пропаганды. Информационно-пропагандистское противостояние ХХ столетия.
  • Наше время. Четыре всадника информационного апокалипсиса.
  • Неполитическая пропаганда.
  • Принципы и система пропаганды. Основные понятия технологии пропаганды.
  • Средства (технологии) пропаганды.
  • Язык пропаганды.
  • Информационные войны.
  • Просвещение и пропаганда.
  • Эффективность пропагандистской и контрпропагандистской работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Групповая работа, 3-4 человека.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Практические задания
  • неблокирующий Контрольная работа
    Групповая работа, 3-4 человека.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Доклад на семинаре + 0.2 * Экзамен + 0.1 * Практические задания + 0.1 * Работа на семинарах + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Евгеньева, Т. В.  Психология массовой политической коммуникации : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева, А. В. Селезнева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08175-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472962 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивин А.А. - Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra - 978-5-392-21071-8 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/34396 - 34396 - PROSPECT
  • Кафтан, В. В., Современные идеологические тренды : учебник / В. В. Кафтан, А. П. Погорелый. — Москва : КноРус, 2021. — 329 с. — ISBN 978-5-406-08486-1. — URL: https://book.ru/book/941829 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Матвейчев, О. Уши машут ослом. Современное социальное программирование : монография / О. Матвейчев, Д. Гусев, С. Чернаков, Р. Хазеев. - 2-е изд., исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 304 с. - ISBN 978-5-496-00336-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055401 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055401