• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Стратегии фотографов второй половины 20 века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс лекций для магистрантов ВШЭ "Стратегии фотографов второй половины 20 века" посвящен 6 крупным фотографам 1960-1990-х годов (Западная Европа и США). Материал встроен в контекст развития искусства 20 века, а также поиск параллелей и истоков в искусстве прошлого. Через рассматриваемых авторов исследуется путь современного искусства и его проблем. Курс связан с другими курсами по истории современного искусства и дает возможность дополнить методы его изучения. Цель курса сформировать представление об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также и практической музейной и галерейной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представления об основных стратегиях зарубежных фотографов второй половины 20 века для применения полученных знаний в научных исследованиях, а также в практической музейной и галерейной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть понятийным аппаратом художественно-эстетических концепций современной фотографии
  • знать основные теоретические концепции исследователей художественной фотографии второй пол. 20 в.
  • освоить методы анализа арт-фотографии второй пол. 20 в.
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и онлайн-ресурсов при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории фотографии
  • уметь самостоятельно интерпретировать феномены фотографии второй пол. 20 в.
  • уметь свободно пользоваться интернет-поиском по ключевым именам фотографов, основным собраниям современной фотографии, именам важнейших исследователей фотографии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику современной фотографии. Проблемы изучения фотографии 20 века.
  • Введение в проблематику современной фотографии. Арт-фотография 1920-1960-х годов. От авангарда к «новой документальности» .
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Уильям Эгглстон и "антропологическая фотография" 1970-х годов.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Трансформация гуманистической фотографии и форма визуального дневника: Нэн Голдин от 1970-х до 2000-х годов.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Андреас Гурски и Дюссельдорфская школа фотографии 1960-2000-х годов.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Между репортажной и концептуальной фотографией: Мартин Парр и «Магнум».
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Шерман. Постмодернизм в фотографии 1980-90-х годов.
  • Фотографы второй половины 20 века: основные стратегии. Тильманс: "ризоматическая фотография" 1990-2000-х годов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации различных феноменов фотографии второй половины 20 века, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ и каталогом библиотеки МАММ, каталогов и собраний фото-архивов и фото-отделов на сайтах музеев (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Джорджа Истмана в Рочестере и пр.). При оценке результатов семинаров, посвященных методам работы фотографов 2-й пол. 20 в., учитывается понимание художественно-эстетических концепций этого времени и их значения для современной художественной ситуации, что предполагает знакомство с выставками фотографии и обращение к электронным базам данных музеев фотографии и отделов фотографии в художественных музеях. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций
  • неблокирующий Итоговое эссе
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Доклад + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A world history of photography, Rosenblum, N., 2019
  • Camera lucida : комментарий к фотографии, Барт, Р., 2016
  • Nan Goldin, Costa, G., 2001
  • Peres, M. R. (2007). The Focal Encyclopedia of Photography (Vol. 4th ed). Amsterdam: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=196202
  • Photo journalism : photojournalismus, reportage, photographique, Yapp, N., 2006
  • The language of new media, Manovich, L., 2001
  • Анти-Эдип : капитализм и шизофрения, Делез, Ж., 2007
  • Антология гендерной теории : сборник, Гапова Е., 2000
  • Брессон о Брессоне : интервью разных лет (1943 - 1983), собранные Милен Брессон, Брессон, Р., 2017
  • Зеркало с памятью : феномен фотографии: культурно-исторический анализ, Нуркова, В. В., 2006
  • Империя света: фотография как визуальная практика эпохи "современности", Гавришина, О. В., 2011
  • Искусство видеть, Бергер, Дж., 2012
  • Искусство с 1900 года : модернизм, антимодернизм, постмодернизм, , 2019
  • Лекции по истории фотографии, Левашов, В., 2012
  • О фотографии, Сонтаг, С., 2013
  • Общество потребления : его мифы и структуры, Бодрийяр, Ж., 2006
  • Открытие бытия : очерки экзистенциальной психологии, Мэй, Р., 2004
  • Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма, Джеймисон, Ф., 2019
  • Самое время : неклассическая история фотографии, Дайер, Д., 2017
  • Симулякры и симуляции, Бодрийяр, Ж., 2018
  • Тысяча плато: капитализм и шизофрения, Делез, Ж., 2010
  • Феномен постмодернизма : художеств. - эстет. ракурс, Маньковская, Н. Б., 2009
  • Фотография и внелогическая форма, Васильева, Е. В., 2019
  • Фотография и ее предназначения : эссе, Берджер, Д., 2017
  • Фотография как современное искусство, Коттон, Ш., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : Сб. статей, Беньямин, В., 2012