Бакалавриат
2022/2023
Экология
Статус:
Курс обязательный (Клеточная и молекулярная биотехнология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
38
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей ведущих дисциплину «Экология», учебных ассистентов и студентов направления подготовки Oб.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Осваивается на 3 курсе во 2 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплин: «Структурная и эволюционная ботаника», «Зоология беспозвоночных» и «Зоология позвоночных». Основные положения дисциплины «Экология» будут использоваться при изучении дисциплин «Проектирование, контроль и управление биотехнологическими производствами» и др., а также при прохождении практик на 3-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными научными понятиям и концепции современной фундаментальной экологии. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в биосфере и об особенностях взаимодействий человечества и природы в современны условиях.
- Ознакомление слушателей с современными аспектами изучения структуры и функционирования экосистем Земли, а также их защиты на различных масштабах.
- Приобретение умения адекватной оценки места и роли человека в биосфере и практического использования знании по охране природы.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует начальные представления о задачах и методах фундаментальной эколо-гии, особенностях сбора полевых и инструментальных данных и их обработки, в том числе математической
- Перечисляет и описывает взаимосвязи между абиотическими и биотическими компонентами экосистемы
- Опираясь на изученные факторы окружающей среды, может объяснить взаимодействие между этими компонентами на уровне организма, популяции, сообщества и эко-системы
- С учетом масштабов факторов, определяющих существование экосистем различного уровня, готов самостоятельно продолжать систематизировать получаемые знания на примерах конкретных экосистем Земли и давать простые рекомендации по их охране и восстановлению
- Способен аргументированно и доказательно обсуждать насущные экологические проблемы, такие как разрушение среды обитания видов, потеря биоразнообразия, глобальное изменение климата, нарушение экосистем за счет антропогенной деятельности и меняющегося климата, загрязнение воздушной и водной среды
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Место экологии как фундаментальной науки в системе биологических знаний.
- Тема 2. Основы аутэкологии.
- Тема 3. Основы демэкологии на примере простейших организмов.
- Тема 4. Основы синэкологии.
- Тема 5. Нарушение и восстановление экосистем и устойчивые агроэкосистемы.
- Тема 6. Экологические проблемы современности, их типология. Роль антропогенного фактора. Глобальные изменения климата.
- Тема 7. Водные ресурсы и загрязнение воды.
- Тема 8. Загрязнение воздуха.
- Тема 9. Экология города.
- Тема 10. Биоразнообразие и охрана окружающей среды.
Элементы контроля
- ЭкзаменПисьменный экзамен проводится в сессию 2 модуля. Билет включает 2 вопроса.
- ЭссеРабота над эссе проводится в группе и посвящена применению знаний, полученных в лекциях №1-5 на примере конкретных экосистем (одна группа – одна экосистема, например: Тропические леса).
- ТестТест проводится по лекциям №6-10, включает в себя 20 вопросов с множественным выбором.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Краткий курс общей экологии : учеб. пособие, Бродский, А. К., 2001
- Экология, Николайкин, Н. И., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Begon, M., Townsend, C. R., & Harper, J. L. (2006). Ecology : From Individuals to Ecosystems: Vol. 4th ed. John Wiley and Sons, Inc.