• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Ключевые тексты франкоязычных литератур

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Курс строится по хронологическому принципу и охватывает период развития французской литературы с XVII до конца ХIХ века, однако задача знакомства студентов с историко-литературным процессом во всей его полноте и многообразии при этом не ставится. Выбор предлагаемых текстов обусловлен, с одной стороны, их основополагающим значением в истории не только французской, но и в целом европейской литературы, а с другой – уровнем владения французским языком, достигнутым к началу третьего курса. При работе с особо сложными текстами упор делается прежде всего на их доскональное понимание, без которого невозможен филологический анализ, соответственно значительная часть занятия посвящается комментированному переводу на русский язык. Работа над изучаемым текстом включает в себя: - в лингвистическом аспекте: анализ непривычных форм, сложных синтаксических конструкций, архаичной и малоупотребительной лексики, фразеологии, языковых метафор; подстрочный перевод наиболее значимых, но трудных для понимания мест; - введение в теорию французского стихосложения, знакомство с особенностями метрики, рифмы, ритма французского стиха, а также с правилами чтения стихов вслух; - объяснение исторических, географических, культурных реалий эпохи, встречающихся в тексте, а также выявление разного рода тематических и стилистических аллюзий; - выявление ключевых для автора и/или стиля концептов, мотивов, образов; - анализ выразительных средств и стилистических особенностей; - если речь идет о целом небольшом произведении – анализ его композиции, если о фрагменте – определение его места в общей структуре произведения; - анализ произведения в контексте жанровой традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с важнейшими произведениями французской литературы XVII – XIX веков, основными литературными течениями и стилями, социокультурным контекстом каждой эпохи.
  • формирование устойчивых навыков понимания и перевода литературных текстов, в том числе сложноорганизованных, архаичных, усложненно-образных и пр. Совершенствование лингвистических компетенций, полученных в ходе изучения французского языка.
  • развитие навыков устного и письменного анализа прозаических и поэтических текстов, приобретенных в первую очередь в рамках курсов «Ключевых текстов русской литературы XIX-XX вв.» и «Ключевых текстов англоязычной литературы».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками перевода сложноорганизованных литературных текстов
  • Переводит и анализирует фрагменты художественных произведений, разбиравшиеся на семинарских занятиях
  • Способен анализировать французские литературные тексты 19 века, по стилистике и поэтике близкие пройденным произведениям.
  • Умеет читать стихи вслух с соблюдением правил французской фонетики и просодии
  • Читает, переводит, анализирует разбиравшиеся на семинарах литературные тексты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ключевые тексты французской литературы XVII-XVIII веков
  • XIX век: от романтизма к символизму
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа: перевод и разбор текста, письменные и устные опросы
  • неблокирующий Письменная работа объемом 4000-6000 знаков с пробелами
  • неблокирующий чтение стихов наизусть
  • неблокирующий экзамен
    на экзамене студенту предлагается прочитать, перевести и проанализировать знакомый фрагмент пройденного произведения
  • неблокирующий экзамен
    2 задания: 1) чтение, перевод и анализ знакомого текста; 2) чтение, перевод и анализ незнакомого текста, по тематике и стилистике близкого пройденным
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа: перевод и разбор текста, письменные и устные опросы + 0.3 * Письменная работа объемом 4000-6000 знаков с пробелами + 0.1 * чтение стихов наизусть + 0.4 * экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Аудиторная работа: перевод и разбор текста, письменные и устные опросы + 0.3 * Письменная работа объемом 4000-6000 знаков с пробелами + 0.1 * чтение стихов наизусть + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маслова, В. А.  Филологический анализ поэтического текста : учебник для вузов / В. А. Маслова, У. М. Бахтикиреева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11982-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446582 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мисюров, Н. Н. История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм : учебное пособие / Н. Н. Мисюров. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 48 с. — ISBN 978-5-9765-1231-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105180 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Погребная, Я. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение : учебное пособие / Я. В. Погребная. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 311 с. — ISBN 978-5-9765-1059-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115878 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивлева, Т. Г. Как "сделан" художественный текст : учебное пособие / Т. Г. Ивлева. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 276 с. — ISBN 978-5-9765-3373-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105166 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.