• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на предоставление теоретических и методологических ориентиров для социологического исследования и практической реализации в профессиональной деятельности принципов разнообразия, равенства и инклюзии (Diversity, Equity, Inclusion=DEI). Разнообразие, равенство и инклюзия (DEI) – новые понятия в лексиконе российских чиновников, компаний, деятелей гражданского общества и представителей сферы культуры. И хотя их уже используют в бизнес-консалтинге и гуманитарной сфере, далеко не все группы нашего общества знакомы с этими принципами или безоговорочно разделяют их. В публичной сфере ведется активная полемика в отношении трактовки DEI и их уместности в российской действительности. В чем состоят основные аргументы сторонников и противников DEI, на каких уровнях и в каких сферах и организациях эти принципы уже применяются, к чему это ведет и как оценить процесс и результаты изменений? С какими противоречиями сталкиваются последователи концепции DEI в повседневной жизни? Какие барьеры им необходимо учитывать при разработке стратегии DEI в образовании, бизнесе, социальной сфере, в учреждениях культуры? Какова реальная и потенциальная роль социолога в продвижении принципов DEI на разных уровнях? В этом курсе мы остановимся на четырех основных сферах, требующих внимания социологов для успешной имплементации и развития принципов разнообразия, равенства и инклюзии: общественного мнения, принятия решений, повседневности, репрезентаций. Слушатели познакомятся с пулом теоретических работ, включая критическую теорию, и эмпирических исследований, выполненных в разных методологических традициях, проанализируют ряд ключевых международных и российских нормативных документов, на разных уровнях регламентирующих политику DEI, станут участниками мастер-классов, проводимых приглашенными представителями бизнеса, медиа, арт-среды, третьего сектора. Такая структура курса позволит студентам-социологам сформировать собственное видение перспектив формирования инклюзивного общества в России, получить опыт участия в исследовательских проектах Международной лаборатории исследований социальной интеграции и познакомиться с практиками реализации принципов DEI в разных институциональных контекстах (образование, трудоустройство, культурные институции, бизнес, социальная политика, сервисы).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на предоставление теоретических и методологических ориентиров для социологического исследования и практической реализации в профессиональной деятельности принципов разнообразия, равенства и инклюзии (Diversity, Equity, Inclusion=DEI).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями об основных теоретических подходах к изучению общества и его подсистем; демонстрирует навыки корректного применения ключевых социологических понятий различных направлений и школ социологии (позитивизм, функционализм, социальный конструктивизм, социология повседневности и др.)
  • Владеет базовыми знаниями о современных практиках реализации принципов DEI на уровне политических институтов
  • Понимает особенности проявления принципов DEI в контексте различных политических систем
  • Владеет понятийным аппаратом Н. Фрейзер, Х. Арендт, М. Фуко и Р. Ленуар для анализа публичной сферы
  • Умеет корректно использовать концептуальный аппарат, изученный в рамках курса, применительно к сфере труда
  • Имеет базовые знания о роли социально ориентированного бизнеса в практической реализации ценностей DEI
  • Имеет базовые знания о проблематике DEI в сфере образования
  • Имеет представление о современных практиках управления социальным и культурным разнообразием в образовательных учреждениях
  • Имеет базовые знания о проблематике DEI в сфере культуры
  • Имеет представление о современных инклюзивных практиках в культурных институциях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Разнообразие, равенство и инклюзия (DEI): социальные теории
  • DEI: уровни и формы
  • DEI в исследованиях, политике и практике
  • Равенство и справедливость в теории и на практике
  • Разнообразие, равенство и инклюзия в области трудоустройства
  • Продвижение повестки разнообразия, равенства и инклюзии со стороны бизнеса
  • Инклюзия в образовании
  • Дружелюбная образовательная среда: модели, субъекты, практики
  • Разнообразие, равенство и инклюзия в культуре
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 1 модуль
  • неблокирующий Аудиторная работа 2 модуль
  • неблокирующий Драфт проектной заявки
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Отзыв на проект другой группы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Аудиторная работа 1 модуль + 0.25 * Аудиторная работа 2 модуль + 0.25 * Групповой проект + 0.15 * Драфт проектной заявки + 0.1 * Отзыв на проект другой группы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Новый социальный вопрос : переосмысливая государство всеобщего благосостояния, Розанваллон, П., 1997
  • Основные понятия в социологии, Гидденс, Э., 2021
  • Парсонс, Т. Социальная система / Т. Парсонс. — Москва : Академический Проект, 2018. — 530 с. — ISBN 978-5-8291-2255-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132840 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Социокультурный анализ нетипичности, Ярская-Смирнова, Е. Р., 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Публичная сфера: теория, методология, кейс стади : коллективная монография, Трубина, Е. Г., 2013