• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Операционный менеджмент и управление процессами

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные ресурсы (материалы, информацию, клиентов) в выходные результаты (продукты, услуги, довольных и обслуженных клиентов). Все, что нас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон, интернет, знания в обществе), создано при помощи ОМ. OM охватывает гораздо больший функционал, не ограничиваясь только тем, что происходит на производственных площадках таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM). Большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности. Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными принципами функционирования операционного менеджмента и его ключевыми подходами и методами
  • Формирование представлений о принципах принятия операционных улучшений в менеджменте
  • Развитие навыков критического мышления с целью анализа происходящих в организациях явлений
  • Совершенствование навыков выстраивания аргументации собственной позиции по проблемам экономической политики
  • Развитие креативности в рамках командной работы при реализации комплексных подходов (например, метода А3)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет потоки, анализирует и классифицирует процессы в организации с помощью освоенных инструментов операционного менеджмента
  • Отбирает и применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки или совершенствования операционной стратегии и операционной системы компании.
  • Строит карты потока создания ценности, находит узкие места, прорабатывает (выбирает, критически анализирует и отбирает) и предлагает мероприятия для улучшений.
  • Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем, производит операционные улучшения с использованием метода А3.
  • Может обозначить новые технологии и охарактеризовать суть цифровизации, а также объяснить, как они влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операция. Процесс. Операционная система. Операционный менеджмент.
  • Изделия и услуги. Организация операционного процесса в пространстве и времени.
  • Поток и мощность
  • Операционные стратегии и поток
  • Операционные (производственные) системы
  • Управление качеством
  • Операционные улучшения и развитие производственной системы
  • Индустрия 4.0 и будущее операционного менеджмента
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Летучки
    Небольшой тест в начале семинара на 10 мин по пройденному материалу. Состоит из закрытых и открытых вопросов. Тест проводится на платформе Smart LMS, Google или Яндекс формы.
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарах
    На 2-4 семинаре студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре.
  • неблокирующий Проект А3
    Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах 3-5 чел. по согласованию с преподавателем.
  • блокирующий Экзаменационный кейс
    Экзамен представляет собой решение мини-кейса. Для решения мини-кейса предлагается использование инструментов, разобранных на семинарах и лекциях. Платформой для реализации экзамена является GoogleDisc, Яндекс.Диск, SmartLMS (на выбор преподавателя)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.05 * Летучки + 0.05 * Летучки + 0.35 * Проект А3 + 0.1 * Решение кейсов на семинарах + 0.1 * Решение кейсов на семинарах + 0.35 * Экзаменационный кейс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 1299 - Д.Кокс; Э.Голдратт - Цель. Процесс непрерывного совершенствования - 9785961435511 - Alpina - Альпина Паблишер - 2014 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1299
  • Операционный менеджмент : принципы и практика, Гэлловэй, Л., 2002
  • Организация, планирование и проектирование производства : операционный менеджмент: пер. с англ., Слак, Н., 2009
  • Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2007
  • Производственный и операционный менеджмент, Чейз, Р. Б., 2008
  • Ротер М., Шук Д., Муравьева Г. - Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 978-5-9614-6145-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=21345
  • Учитесь видеть бизнес-процессы : практика построения карт потоков создания ценности, Ротер, М., 2008
  • Цели и ключевые результаты : полное руководство по внедрению OKR, Нивен, П., 2021
  • Цель : процесс непрерывного совершенствования, Голдратт, Э. М., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 1286 - Э.Голдратт - Критическая цепь - 9785961435535 - Alpina - Альпина Паблишер - 2014 - https://hse.alpinadigital.ru/book/1286
  • 15236 - Э.Голдратт - Цель-2. Дело не в везении - 9785961451481 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15236
  • 17955 - А. Ананьев; Э.Голдратт - Выбор. Правила Голдратта - 9785961434910 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/17955
  • 18777 - Б. Блохин; Д.Коллинз - Больше, чем бизнес: Как преодолеть ограничения и построить великую компанию - 9785961423679 - Alpina - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18777
  • 195 - Д.Лайкер - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - 9785961426793 - Alpina - Издательская группа «Точка» - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/195
  • 253 - Коллектив авторов - Канбан и точно вовремя на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте - 9785961421052 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/253
  • 64 - Д.Лайкер; Д.Майер - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - 9785961426779 - Alpina - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/64
  • Khojasteh, Y. (2018). Production Management : Advanced Models, Tools, and Applications for Pull Systems. Boca Raton, FL: Productivity Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1556602
  • Lobanova, A., & Tulenkov, M. V. (2019). Social-and-Economic Order of Organizational Interaction in the Systems of Production Management. Management Systems in Production Engineering, 27(2), 93–99. https://doi.org/10.1515/mspe-2019-0016
  • Sharma, V. L. (2010). Production Management. Jaipur, India: ABD Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=341802
  • Великие по собственному выбору, Коллинз, Д., 2013
  • Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM): пер. с англ., Джордж, С., 2002
  • ГУРКОВ Игорь Борисович, & МОРГУНОВ Евгений Борисович. (2015). Практики управления человеческими ресурсами в российских подразделениях международных компаний в 2014 году. Организационная Психология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16026069
  • Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
  • Индустрия 4.0 : от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов, Шеер, А.-В., 2020
  • Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070
  • Критическая цепь, Голдратт, Э. М., 2018
  • Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
  • Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
  • Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
  • Правила Голдратта, Голдратт, Э. М., 2011
  • Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019
  • Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технологии Учебное пособие / Лайкер Д.К., Морган Д.М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) ISBN 978-5-9614-0571-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923873
  • Технологии Четвертой промышленной революции, Шваб, К., 2018
  • Шваб К. - Четвертая промышленная революция — (Top Business Awards) - 978-5-699-90556-0 - Москва: Эксмо - 2016 - 372213 - https://ibooks.ru/bookshelf/372213/reading - iBOOKS
  • Шеер, А. -. Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов : учебник / А. -. Шеер. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020. — 272 с. — ISBN 978-5-85006-194-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171116 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.