• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Древнегреческий язык и авторы

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 184

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса – подготовка специалиста в области комментирования и перевода античных текстов, владеющих на профессиональном уровне знаниями об особенностях гомеровского эпического языка и гомеровских поэм в свете основных проблем гомероведения; знакомство студентов со стилистической палитрой гомеровских поэм, а также формирование у студентов привычки работать с критическими изданиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить фонетические, морфологические и лексические особенности языка Гомера
  • расширить лексический запас за счет архаической поэтической лексики
  • дать представление о художественных приёмах гомеровских поэм
  • дать представление о том, в какой мере может эпос рассматриваться как исторический источник
  • дать представление о поэтических диалектах древнегреческой литературы, композиции различных лирических жанров
  • познакомить с оригинальными произведениями древнегреческих поэтов VI - V в до н.э.
  • научить читать сложные лирические размеры
  • научить комментировать произведения древнегреческих эпиков и лириков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение принципами грамматического, филологического и культурно-исторического комментария.
  • Знание грамматики эолийского диалекта
  • Знание основные размеров и жанров греческой лирики
  • Знание основный фонетический и морфологических особенностей языка хоровой лирики
  • Знание особенностей гомеровского спряжения, образования форм сильного аориста, слитных глаголов в презенсе и имперфекте, спряжения приставочных глаголов.
  • Знать особенности системы гласных в гомеровском диалекте.
  • Знать строение гекзаметрической стопы, позиции, удлиняющие и сокращающие слог.
  • Умение анализировать художественные средства и приемы греческих лириков, грамотно оценивать авторское-я, учитывая связь с фольклором, традицией и историей
  • Умение выделять диалектные формы в поэтическом тексте
  • Умение комментировать мифологические образы и особенности композиции оды Пиндара
  • Умение находить в тексте признаки наложения разных эпох, в которые формировался гомеровский эпос: архаизмы на уровне языка, архаизмы в изображении реалий, идеализация быта героев и т.п.
  • Умение определять в тексте соответствующие формы.
  • Умение читать метрические схемы лирики Пиндара
  • Уметь выделять фонетические отличия в гомеровском тексте от аттического диалекта.
  • Уметь грамотно переводить прочитанный текст на русский язык.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 1. Греческий гекзаметр (виды стоп, состав стиха, цезуры). Долгота и краткость слога в гекзаметре. Фонетические особенности гом. диалекта. Чтение Гомера
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 2. Морфология
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 3. Принципы гомеровской поэтики
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 5. Лирические размеры и жанры.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 4. Фонетика и морфология эолийского языка.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 7. Исторический комментарий.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 8. Хоровая лирика. Пиндар.
  • Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 6. Лирическое Я.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение и комментирование предложенного текста
    Чтение и комментирование предложенного текста
  • неблокирующий Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
    Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
  • неблокирующий Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
    Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
  • неблокирующий Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
  • неблокирующий Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.6 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста + 0.4 * Чтение и комментирование предложенного текста
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Homer., Allen, T. W. (Thomas W. b. 1862., & Monro, D. B. (David B. 1836-1905. (1912). Homeri Opera /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CCD350BE
  • Pindar., & Sandys, J. E. S. 1844-1922. (1915). The odes of Pindar, including the principal fragments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77450E62
  • История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006