Бакалавриат
2023/2024





Древнегреческий язык и авторы
Статус:
Курс обязательный (Античность)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
184
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель курса – подготовка специалиста в области комментирования и перевода античных текстов, владеющих на профессиональном уровне знаниями об особенностях гомеровского эпического языка и гомеровских поэм в свете основных проблем гомероведения; знакомство студентов со стилистической палитрой гомеровских поэм, а также формирование у студентов привычки работать с критическими изданиями.
Цель освоения дисциплины
- изучить фонетические, морфологические и лексические особенности языка Гомера
- расширить лексический запас за счет архаической поэтической лексики
- дать представление о художественных приёмах гомеровских поэм
- дать представление о том, в какой мере может эпос рассматриваться как исторический источник
- дать представление о поэтических диалектах древнегреческой литературы, композиции различных лирических жанров
- познакомить с оригинальными произведениями древнегреческих поэтов VI - V в до н.э.
- научить читать сложные лирические размеры
- научить комментировать произведения древнегреческих эпиков и лириков
Планируемые результаты обучения
- Владение принципами грамматического, филологического и культурно-исторического комментария.
- Знание грамматики эолийского диалекта
- Знание основные размеров и жанров греческой лирики
- Знание основный фонетический и морфологических особенностей языка хоровой лирики
- Знание особенностей гомеровского спряжения, образования форм сильного аориста, слитных глаголов в презенсе и имперфекте, спряжения приставочных глаголов.
- Знать особенности системы гласных в гомеровском диалекте.
- Знать строение гекзаметрической стопы, позиции, удлиняющие и сокращающие слог.
- Умение анализировать художественные средства и приемы греческих лириков, грамотно оценивать авторское-я, учитывая связь с фольклором, традицией и историей
- Умение выделять диалектные формы в поэтическом тексте
- Умение комментировать мифологические образы и особенности композиции оды Пиндара
- Умение находить в тексте признаки наложения разных эпох, в которые формировался гомеровский эпос: архаизмы на уровне языка, архаизмы в изображении реалий, идеализация быта героев и т.п.
- Умение определять в тексте соответствующие формы.
- Умение читать метрические схемы лирики Пиндара
- Уметь выделять фонетические отличия в гомеровском тексте от аттического диалекта.
- Уметь грамотно переводить прочитанный текст на русский язык.
Содержание учебной дисциплины
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 1. Греческий гекзаметр (виды стоп, состав стиха, цезуры). Долгота и краткость слога в гекзаметре. Фонетические особенности гом. диалекта. Чтение Гомера
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 2. Морфология
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 3. Принципы гомеровской поэтики
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 5. Лирические размеры и жанры.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 4. Фонетика и морфология эолийского языка.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 7. Исторический комментарий.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 8. Хоровая лирика. Пиндар.
- Древнегреческий язык и авторы. Курс 3. Раздел 6. Лирическое Я.
Элементы контроля
- Чтение и комментирование предложенного текстаЧтение и комментирование предложенного текста
- Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текстаЧтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
- Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текстаЧтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
- Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
- Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.6 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста + 0.4 * Чтение и комментирование предложенного текста
- 2023/2024 учебный год 4 модуль1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
- 2024/2025 учебный год 4 модуль1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
- 2025/2026 учебный год 4 модуль1 * Чтение и комментирование читанного/нечитанного фрагмента прозаического/поэтического текста
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Homer., Allen, T. W. (Thomas W. b. 1862., & Monro, D. B. (David B. 1836-1905. (1912). Homeri Opera /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CCD350BE
- Pindar., & Sandys, J. E. S. 1844-1922. (1915). The odes of Pindar, including the principal fragments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77450E62
- История античной литературы : учебник, Тронский, И. М., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Греческо - русский словарь, Вейсман, А. Д., 2006