• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Лингвистическая типология

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической типологии, а также с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений, систематизирует знания о задачах и методах лингвистической типологии, формирует навык самостоятельно ориентироваться в типологической литературе. Предполагается обсуждение возможности извлечения данных из грамматических описаний с помощью методов обработки естественного языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными задачами и методами лингвистической типологии
  • ознакомление студентов с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками типологической характеризации языка по грамматике
  • знаком с литературой и исследованиями по корпусам
  • знать важнейшие параметры морфологического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры синтаксического разнообразия естественных языков
  • знать важнейшие параметры фонетического разнообразия естественных языков
  • комментирует предложенный текст с опорой на материалы курса
  • решает лингвистические задачи по материалам курса
  • уметь при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы лингвистической типологии
  • Фонетическая типология
  • Языковые универсалии
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии (продолжение)
  • Объяснение в типологии: конкурирующие мотивации
  • Диахроническая типология
  • Данные в типологии: корпуса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий К/Р
  • неблокирующий ЭКЗ
    Включает три типа вопросов: Вопросы на допуск: знание понятий (ответ без подготовки, знание - не только дефиниция, но и понимание, то есть и знание окружающих терминов): эргатив, абсолютив, агглютинация, кумуляция, изоляция, аналитизм, синтетизм, вершинное маркирование, зависимостное маркирование, сентенциальный актант, сентенциальное обстоятельство, относительное предложение, левое ветвление, правое ветвление, циркумлог, тяжесть составляющей, локус маркирования, принцип экономии, эквиполентная оппозиция, переосмысление (reanalysis), параллельный корпус, иконичность, семантическая карта, униформитарианизм (уметь произносить!) Первый вопрос: базовые типологические понятия, используемые как в типологии, так и за её пределами. Второй вопрос: специфические типологические понятия. Ответ на темы не должен быть абстрактным, но должен включать примеры. По решению преподавателя (применимому ко всем студентам, у которых нет домашних заданий, оцениваемых в диапазоне 0-1) допустимо применение упрощенного экзамена, включающего ответы на вопросы из списка "вопросов на допуск", но поднимающего итоговую оценку не более, чем на один балл.
  • неблокирующий Д/З
    Домашние задания включают ознакомление с литературой (оцениваемое с помощью квизов), работу с типологическими базами данных и работу с грамматическими описаниями, выданными студенту. Разные домашние задания могут иметь разный вес внутри оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Окончательная оценка по дисциплине определяется по следующей формуле: ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ=3+(0,25 * О Д/з)+(0,25 * О К/Р)+(0,25 * О ЭКЗ) с учетом следующих дополнительных требований: 1) если результирующая оценка превышает 10 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 10 баллов, 2) если О Д/з к моменту сдачи экзамена не превышает три балла, а результирующая оценка превышает 6 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 6 баллов, 3) если О Д/з к моменту сдачи экзамена 4-5 баллов,. а результирующая оценка превышает 7 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 7 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, , 2011
  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haspelmath, M. (2001). Language Typology and Language Universals / Sprachtypologie Und Sprachliche Universalien / La Typologie Des Langues Et Les Universaux Linguistiques. 2. Halbband. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186405
  • The world atlas of language structures, , 2005