• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Социологическая теория

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать базовые принципы и понятия теоретической социологии
  • • знать основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей
  • • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
  • Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
  • Тема 3. Культура и общество.
  • Тема 4. Социальные институты
  • Тема 5. Социализация.
  • Тема 6. Социальные группы и организации
  • Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство
  • Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения
  • Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества
  • Тема 10. Социология и современное российское общество
  • РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Тема 1. История социологии как область знания.
  • Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
  • Тема 3. Социология Огюста Конта.
  • Тема 4. Социология Герберта Спенсера.
  • Тема 5. Социология Карла Маркса.
  • Тема 6. Натурализм в социологии.
  • Тема 7. Психобиологический и психологический редукционизм
  • Тема 8. Социология Фердинанда Тённиса.
  • Тема 9. Социология Георга Зиммеля.
  • Тема 10. Социология Эмиля Дюркгейма.
  • Тема 11. Социология Вильфредо Парето.
  • Тема 12. Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков
  • Тема 13. Социология Макса Вебера
  • Тема 14. Эмпирические социальные исследования в XIX–первой половине ХХ века.
  • Тема 15. Исследования локальных сообществ в американской социоло-гии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер).
  • Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
  • Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.
  • Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.
  • Тема 19. Социология Питирима Сорокина.
  • Тема 20. Структурный функционализм: Толкотт Парсонс.
  • Тема 21. Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон.
  • Тема 22. Социология Томаса Хэмфри Маршалла.
  • Тема 23. Социология Чарлза Райта Миллса.
  • Тема 24. Франкфуртская школа неомарксизма.
  • Тема 25. Неофрейдизм в социологии.
  • Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.
  • Тема 27. Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау.
  • Тема 28. Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать:  знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала;  грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать:  умение грамотно осуществлять отбор источников;  знание источников;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;  обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации;  владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках;  способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории;  соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном виде в эссе должны быть соблюдены содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
    Студент должен продемонстрировать:  знание материала лекций и обязательной литературы;  понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. При электронном режиме тестирования требования те же.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2)
    Студент должен продемонстрировать: • знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; • грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе (2)
    Студент должен продемонстрировать: • умение грамотно осуществлять отбор источников; • знание источников; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • способность интерпретировать и оценивать явления и события соци-альной жизни с позиций социологического знания; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явле-ний, их анализа и интерпретации; • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; • способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; • соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном варианте эссе должны быть соблюдены все содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа в форме теста (2)
    Контрольная работа проводится в форме теста по материалу курса, пройденному за полугодие. Студент должен продемонстрировать: • знание материала лекций и обязательной литературы; • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. К электронному тестированию применяются те же требования.
  • неблокирующий Экзамен 1
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования материалу курса. Для тех, у кого накопленная оценка, рассчитанная по формуле (Онакопл = 0,3•Оэссе + 0,3•Оконтр.работа + 0,4•Оаудиторная), после арифметического округления ниже 4 баллов, экзамен обязателен; для остальных - необязателен, но может быть сдан по собственному желанию. В случае отсутствия необходимости прохождения экзамена, по этому правилу, оценка за экзамен по умолчанию приравнивается к накопленной.
  • неблокирующий Экзамен 2
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования материалу курса. Для тех, у кого накопленная оценка, рассчитанная по формуле (Онакопл = 0,3•Оэссе + 0,3•Оконтр.работа + 0,4•Оаудиторная), после арифметического округления ниже 4 баллов, экзамен обязателен; для остальных - необязателен, но может быть сдан по собственному желанию. В случае отсутствия необходимости прохождения экзамена, по этому правилу, оценка за экзамен по умолчанию приравнивается к накопленной.
  • неблокирующий Эссе (3)
  • неблокирующий Аудиторная работа (3)
    Оцениваются активность и качество работы на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен (3)
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования по материалу курса, без билетов и предоставления времени на подготовку ответов на вопросы.
  • неблокирующий домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам
  • неблокирующий Эссе (4)
  • неблокирующий Контрольная работа (4)
    Контрольная работа проводится в конце каждого модуля (2 раза за весь курс) и имеет целью проверку освоения студентами пройденного лекционного материала. Таким образом, одной из целей данного вида контроля является обратная связь между студентом и лектором.
Контрольная работа проводится в письменной форме, в аудитории. Письменная работа содержит два содержательных вопроса. Один из вопросов предполагает как можно более развернутый ответ, с упоминанием всех релевантных вопросу тем из пройденного материала, тем самым показывающий способность студента ориентироваться в пройденном материале; второй — наоборот — предполагает самый краткий (конкретный) ответ (чаще всего — одно-два слова) и показывает знание и понимание студентом терминологии различных теорий.
Продолжительность написания работы – 60 минут
  • неблокирующий Экзамен (4)
    проводится в форме собеседования по выбранной экзаменующимся теме (список вопросов по курсу или тема эссе); выбранная тема служит началом собеседования, в ходе которого экзаменатор переходит и к другим темам курса, непосредственно или опосредованно связанных с изначальной темой. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/99934700914?pwd=WGpHQVdNRHVrQUtMa3hWYmtkWjMrQT09). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое будет выложено на странице дисциплины в системе LMS накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.24 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.18 * Контрольная работа (тест) + 0.4 * Экзамен 1 + 0.18 * Эссе
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.24 * Аудиторная работа (2) + 0.18 * Контрольная работа в форме теста (2) + 0.4 * Экзамен 2 + 0.18 * Эссе (2)
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.35 * Аудиторная работа (3) + 0.15 * Аудиторная работа (3) + 0.15 * Экзамен (3) + 0.35 * Эссе (3)
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.07 * Контрольная работа (4) + 0.07 * Контрольная работа (4) + 0.3 * Экзамен (4) + 0.35 * Эссе (4) + 0.105 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам + 0.105 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Социология: её предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология неравенства : теория и реальность, Шкаратан, О. И., 2012

Авторы

  • Николаев Владимир Геннадьевич
  • Симонова Ольга Александровна