• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Новая социология морали: основные темы и подходы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Тематика изучения моральных представлений и морального поведения, являвшаяся одной из центральных в классической социологии, начиная с середины прошлого столетия приобрела фактически маргинализированный статус, в то время как биологические и психологические подходы к изучению моральных явлений обрели заслуженную популярность в академии и за ее пределами. Тем не менее, относительно недавно социологи начали осмыслять свою возможную роль в междисциплинарном предприятии по построению «науки и морали», что, в частности, нашло отражение в проекте «новой социологии морали», призванном оживить эту исследовательскую область и придать ей новый импульс развития. Будучи частью этих усилий, данный курс направлен на знакомство студентов с ключевыми темами, проблемами, методами и перспективами развития «новой социологии морали», в эксплицитном соотнесении с теоретико-методологическими подходами в области когнитивных и поведенческих наук. Таким образом, у студентов курса будет уникальная возможность знакомства с оригинальной исследовательской программой по изучению морали, находящейся в «живом» процессе становления на пересечении классических и современных, социологических и не-социологических традиций изучения социального поведения человека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения данной дисциплины является знакомство студентов с основными направлениями развития современной социологии морали, а также формирование у них аналитических компетенций, направленных на применение различных теорий и методов изучения моральных представлений и поведения в собственной исследовательской практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен анализировать и соотносить основные концепции морали в классической социологической традиции.
  • Способен анализировать основные направления развития современной междисциплинарной "науки о морали", а также поясняет ее связь с социологической традицией.
  • Объясняет и интерпретирует ключевые тезисы теории "моральной диады" и теории моральных оснований, а также способен охарактеризовать их потенциал для рецепции в рамках социологии морали.
  • Имеет общее представление о социологии морали как специфической области знания.
  • Умеет анализировать связь между принадлежностью к определенному социальному классу и (а)моральным поведением и нормативными представлениями.
  • Критически анализирует основные социологические и социально-психологические концепции связи между моралью и культурой.
  • Описывает и объясняет ключевые социологические теоретические положения, характеризующие природу и функции морали.
  • Аргументирует основные направления развития новой социологии морали как формирующейся исследовательской области.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию морали
  • Классическая социология морали
  • Социология и психология морали: когнитивный поворот
  • Теория "моральной диады" и теория моральных оснований
  • Классовая структура: (а)моральное поведение и (а)моральные границы
  • Мораль и культура: общие модели и сравнительные исследования
  • Мораль и современная социологическая теория
  • Новая социология морали: взгляд в будущее
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Работа на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Эссе
    Домашнее эссе по дисциплине. В качестве темы для эссе предлагается проблематизация морального измерения феномена, который студент изучает в рамках магистерской работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hitlin, S., & Vaisey, S. (2010). Handbook of the Sociology of Morality. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=373784
  • Моральное воспитание, Дюркгейм, Э., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История теоретической социологии. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии : учебное пособие / Ю. Н. Давыдов, Р. Н. Абрамов, С. П. Баньковская [и др.] , ответственные редакторы И. Ф. Девятко [и др.]. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 354 с. — ISBN 978-5-8291-3108-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132740 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.