• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Институты литературы в России XIX века"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен обсуждению взаимоотношений литературы, общества и государства на материале истории русской литературы 1800–1880-х годов. В центре нашего внимания – разные формы самоорганизации участников литературного поля (кружки, общественные объединения, издательские предприятия и т.д.), различные аспекты “литературного быта”, а также многообразные типы отношений между литературными сообществами и государством (принципы устройства цензурных ведомств и их взаимодействие с авторами и издателями, политическое и идеологическое измерение литературных и публицистических текстов и пр.). В рамках НИСа предполагается знакомство с классическими и новейшими работами по социологии литературы, институциональной и экономической истории литературы, истории идеологии. При этом мы планируем уделять внимание и собственно анализу литературных текстов, и пристальной работе с историко-литературным материалом, в том числе не изучающимися в рамках общих курсов произведениями русских писателей и архивными источниками по истории литературных обществ и цензуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знает основные журналы XIX века, знаком со списком ключевых сотрудников, ориентируется в историко-литературном процессе XIX века
  • Знаком с исследовательской литературой, касающейся разнообразных проблем бытования толстого журнала, знаком с филологическими и междисциплинарными методами анализа текста, понимает специфику работы с журнальными публикациями
  • Владеет навыками создания собственного исследования по избранной теме в рамках общей проблематики семинара; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные журналы XIX века, знаком со списком ключевых сотрудников. Студент ориентируется в историко-литературном процессе XIX в. и понимает различия между изданиями начала века, 1840-х гг., “мрачного семилетия”, 1860-х, 1870-х с последующим переходам к более быстрым по сравнению с толстыми журналами форматам медиа.
  • Студент знает и может объяснить, как обстоятельства создания, чтения, распространения, публикации текстов влияют на их содержание и формальные особенности.
  • Студент умеет работать с нехудожественными архивными текстами, анализировать официальные документы, связанные с работой Цензурного комитета, а также переписку между редакторами и сотрудниками, редакторами и цензорами.
  • Студент знаком с исследовательской литературой, касающейся разнообразных проблем бытования толстого журнала: издательское дело, цензура, привлечение подписчиков, привлечение сотрудников, экономические вопросы
  • Студент владеет навыками самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с темами НИСа. Студент владеет навыками создания собственного исследования по избранной теме в рамках общей проблематики семинара; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Репутация журналистики в XIX веке. Отношения с авторами, подписчиками и другими изданиями.
  • Проблема единства журнала. Художественный текст в журнале
  • Толстые журналы и цензура. Роль редактора при решении внешних проблем издания.
  • Экономика толстого журнала
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по темам курсовых работ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается активность на семинарах
  • неблокирующий Обоснование темы
    Обоснование темы ВКР
  • неблокирующий Доклад по теме курсовой
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.15 * Аудиторная работа + 0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад по теме курсовой + 0.15 * Обоснование темы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
  • Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы : пер. с итал., Карпи, Г., 2012
  • Зыкова, Г. В.  История русской литературной критики XVIII-XIX веков : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Зыкова, В. А. Недзвецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-08055-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433210 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Розанов, В. В. Литературные заметки <Ал. Котович. Духовная цензура в России 1799— 1855 гг.> / В. В. Розанов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 2 с. — ISBN 978-5-507-10956-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/7753 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513891 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9