2023/2024
Организационное поведение
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент политики и управления
Когда читается:
2 модуль
Онлайн-часы:
24
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Попова Елена Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Организационное поведение" изучается студентами на онлайн платформе Открытое образование, разработчик Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, https://openedu.ru/course/hse/ORGBH/, автор курса Балабанова Евгения Сергеевна. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Понимание и прогнозирование поведения людей – залог успеха в деятельности любого руководителя. Так называемый «человеческий фактор» все сильнее определяет конкурентные преимущества современных бизнес-организаций. В рамках этого курса мы рассмотрим основные подходы к объяснению того, почему работники организаций ведут себя тем или иным образом. Как влияют на поведение людей их личностные качества, ценности и установки? Как реагируют работники на управленческие практики, действия своих руководителей? Какие закономерности поведения человека в организации можно считать всеобщими, а в каких случаях поведение работников определяется особенностями национальной культуры и институтов? Организационное поведение – динамично развивающаяся научная дисциплина, и в рамках курса мы постараемся осветить наиболее значимые и интересные результаты современных зарубежных и российских исследований.
Цель освоения дисциплины
- Основная цель дисциплины - познакомить студентов с проблематикой организационного поведения, а также представить основные теоретические подходы, объясняющие вариативность и разнообразие поведения индивидов и групп в организации.
- Рассмотреть различные модели систем вознаграждений и их влияние на прогнозирование поведения сотрудника в организации.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные подходы к проблеме конфликта; причины, позитивные и негативные последствия конфликтов; основные техники управления конфликтами в организации.
- Знать место организационного поведения в структуре управленческой науки; причины формирования и статус дисциплины; её значение для управленческой практики.
- Знать определение понятия "профессия". Знать основные подходы к пониманию карьеры.
- Знать основные подходы к пониманию личности и индивидуальных различий.
- Знать основные подходы к проблемам групповой динамики.
- Знать основные подходы к проблеме влияния национальной культуры на поведение индивидов и групп в организации.
- Знать основные подходы к проблеме эффективного лидерства.
- Знать основные понятия: "мотив", "трудовая мотивация", "стимулирование", "вознаграждение". Знать основные модели трудовой мотивации.
- Знать основные причины девиантного поведения в организации; активные методы обучения людей в организации как инструмент изменения моделей организационного поведения.
- Знать основные проблемы формирования команд и управления ими.
Содержание учебной дисциплины
- Поведение в организации: основные характеристики.
- Национальная культура как фактор, влияющий на поведение людей в организации.
- Личностные особенности и их роль в понимании поведения людей в организации.
- Мотивация и стимулирование трудового поведения.
- Карьера работника в организации.
- Групповые процессы (групповая динамика, неформальные групповые нормы, групповые решения) как факторы, влияющие на поведение в организации.
- Команды как особая разновидность групп. Формирование команд и управление ими.
- Процесс лидерства и поведение лидера в организации.
- Межличностное поведение на рабочем месте.
- Психологические игры и отклоняющаяся модель поведения в организации.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Тест по итогам онлайн курса + 0.7 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конфликты в системе управления : учеб. пособие для вузов, Решетникова, К. В., 2013
- Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
- Организационное поведение : поведение человека на рабочем месте, Ньюстром, Дж. В., 2000
- Организационное поведение : учебник, Шермерорн, Дж., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Девиантное поведение личности и группы, Змановская, Е. В., 2010
- Команда : консультирование и тренинг организаций: пер. с нем., Фопель, К., 2005
- Конфликтология, Анцупов, А. Я., 2013
- Лидерство, Минцберг, Г., 2006
- Модульная программа для менеджеров. Модуль9: Лидерство и практические навыки менеджера, , 2000
- Мотивация и личность, Маслоу, А., 2003
- Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
- Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование, Шейн, Э. Х., 2002
- Организационное поведение, учебник, пер. с англ. под ред. Е. Г. Молл, 8-е изд., 637 с., Шермерорн, Д., Хант, Д., Осборн, Р., 2006