• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Организационное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Онлайн-часы: 24
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Попова Елена Павловна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Организационное поведение" изучается студентами на онлайн платформе Открытое образование, разработчик Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, https://openedu.ru/course/hse/ORGBH/, автор курса Балабанова Евгения Сергеевна. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Понимание и прогнозирование поведения людей – залог успеха в деятельности любого руководителя. Так называемый «человеческий фактор» все сильнее определяет конкурентные преимущества современных бизнес-организаций. В рамках этого курса мы рассмотрим основные подходы к объяснению того, почему работники организаций ведут себя тем или иным образом. Как влияют на поведение людей их личностные качества, ценности и установки? Как реагируют работники на управленческие практики, действия своих руководителей? Какие закономерности поведения человека в организации можно считать всеобщими, а в каких случаях поведение работников определяется особенностями национальной культуры и институтов? Организационное поведение – динамично развивающаяся научная дисциплина, и в рамках курса мы постараемся осветить наиболее значимые и интересные результаты современных зарубежных и российских исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины - познакомить студентов с проблематикой организационного поведения, а также представить основные теоретические подходы, объясняющие вариативность и разнообразие поведения индивидов и групп в организации.
  • Рассмотреть различные модели систем вознаграждений и их влияние на прогнозирование поведения сотрудника в организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы к проблеме конфликта; причины, позитивные и негативные последствия конфликтов; основные техники управления конфликтами в организации.
  • Знать место организационного поведения в структуре управленческой науки; причины формирования и статус дисциплины; её значение для управленческой практики.
  • Знать определение понятия "профессия". Знать основные подходы к пониманию карьеры.
  • Знать основные подходы к пониманию личности и индивидуальных различий.
  • Знать основные подходы к проблемам групповой динамики.
  • Знать основные подходы к проблеме влияния национальной культуры на поведение индивидов и групп в организации.
  • Знать основные подходы к проблеме эффективного лидерства.
  • Знать основные понятия: "мотив", "трудовая мотивация", "стимулирование", "вознаграждение". Знать основные модели трудовой мотивации.
  • Знать основные причины девиантного поведения в организации; активные методы обучения людей в организации как инструмент изменения моделей организационного поведения.
  • Знать основные проблемы формирования команд и управления ими.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поведение в организации: основные характеристики.
  • Национальная культура как фактор, влияющий на поведение людей в организации.
  • Личностные особенности и их роль в понимании поведения людей в организации.
  • Мотивация и стимулирование трудового поведения.
  • Карьера работника в организации.
  • Групповые процессы (групповая динамика, неформальные групповые нормы, групповые решения) как факторы, влияющие на поведение в организации.
  • Команды как особая разновидность групп. Формирование команд и управление ими.
  • Процесс лидерства и поведение лидера в организации.
  • Межличностное поведение на рабочем месте.
  • Психологические игры и отклоняющаяся модель поведения в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест по итогам онлайн курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Тест по итогам онлайн курса + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конфликты в системе управления : учеб. пособие для вузов, Решетникова, К. В., 2013
  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
  • Организационное поведение : поведение человека на рабочем месте, Ньюстром, Дж. В., 2000
  • Организационное поведение : учебник, Шермерорн, Дж., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Девиантное поведение личности и группы, Змановская, Е. В., 2010
  • Команда : консультирование и тренинг организаций: пер. с нем., Фопель, К., 2005
  • Конфликтология, Анцупов, А. Я., 2013
  • Лидерство, Минцберг, Г., 2006
  • Модульная программа для менеджеров. Модуль9: Лидерство и практические навыки менеджера, , 2000
  • Мотивация и личность, Маслоу, А., 2003
  • Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
  • Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование, Шейн, Э. Х., 2002
  • Организационное поведение, учебник, пер. с англ. под ред. Е. Г. Молл, 8-е изд., 637 с., Шермерорн, Д., Хант, Д., Осборн, Р., 2006

Авторы

  • Попова Елена Павловна
  • Климова Анна Викторовна