• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Проблема зла в европейской теологии и философии: средние века, Новое время, XIX век

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Проблема зла в европейской теологии и философии: средние века, Новое время, XIX век» проводится на базе Научно-исследовательской группы «Европейская философия от средних веков до Нового времени». Основной упор семинара, как и в предыдущем году, планируется сделать на рассмотрении неканонических авторов и текстов в этой области историко-философских исследований, работе с терминологией и принципами перевода важных, но остающихся на периферии внимания современных историков философии текстов европейских мыслителей средних веков, раннего Нового времени, эпохи Просвещения и XIX столетия и знакомству с современными подходами к изучению данного круга проблематики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение методами текстологического, логического и герменевтического анализа философских и теологических текстов эпохи Средневековья, Раннего Нового времени и Просвещения, тематизирующих понятие зла в метафизическом, моральном и физическом аспектах. Ознакомление с основополагающими античными, стредневековыми и нововременными концепциями происхождения зла в их связи с проблемами теодицеи и свободы воли.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает античные и христианские способы объяснения появления зла, знает основные положения учения Ансельма Кентерберийского о происхождении зла и его связи с христианской концепцией первородного греха.
  • Знает основные положения учения Г.В.Лейбница о метафизическом, моральном и физическом зле
  • Знает основные положения кантовского учения о радикальном зле в человеческой природе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 модуль. Проблема зла в трактате Ансельма Кентерберийского «О падении диавола»
  • 2 модуль. Историко-философский контекст "Опыта теодицеи о благости Божьей" Г.В.Лейбница
  • 3 модуль. Дискусссии о природе зла в немецкой романтической и идеалистической вилософии
  • 4 модуль
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Студент должен быть знаком с оригинальным текстом/фрагментом текста, обсуждаемом на семинаре, способен поддержать дискуссию, дать самостоятельную интерпретацию той или иной проблеме, владеть рабочей терминологией
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинаре
    Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: — участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; — подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 10 минут); — ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов и возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, трудностей перевода или вопросы и комментарии историко-философского плана. Зафиксированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 1-ый модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и после каждого занятия размещать в соответствующей гугл-папке
  • неблокирующий Домашняя работа
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один, и на его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1) ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2) что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку.
  • неблокирующий Письменная работа
    Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : — научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с минимальным комментарием переводчика в формате примечаний (фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); объем - не менее 5 тыс. знаков (3 балла); — написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласованию с преподавателем), а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка
  • неблокирующий Устный опрос
    Устный опрос по матриалам семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.15 * Активность на семинарах + 0.1 * Активность на семинаре + 0.075 * Домашняя работа + 0.075 * Письменная работа + 0.5 * Устный опрос + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • St. Anselm. (1979). St. Anselm’s Proslogion : With A Reply on Behalf of the Fool by Gaunilo and The Author’s Reply to Gaunilo. [N.p.]: University of Notre Dame Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1239148
  • Алкифрон, или Мелкий философ : работы разных лет, Беркли, Д., 2000
  • Критика практического разума, Кант, И., 2012
  • Лекции по средневековой философии. Вып.1: Средневековая христианская философия Запада, Суини, М., 2001
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Шеллинг, Ф. В. Й., 1989
  • Сочинения. Т.4: ., Лейбниц, Г. В., 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гибелев, И. (2013). Парадокс Трансцендентности Границы Человека: Случай Блж. Августина И Св. Ансельма. Фундаментальные Исследования, (8–5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15028078
  • Карпов, В. Н. Сочинения Платона / В. Н. Карпов. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 2 — 2013. — 475 с. — ISBN 978-5-507-37342-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Платон, Сочинения Платона / Платон. — Санкт-Петербург : Лань, [б. г.]. — Часть 3 — 2014. — 528 с. — ISBN 978-5-507-38108-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47037 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.