• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология общения

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Проблема общения интересовала человека еще с античных времен: ораторы прошлого ценили и уважали силу воздействия слова, когда при помощи грамотной речи вершились судьбы людей и целых народов. Ценность общения в настоящее время обусловлена его значимостью практически для всех сфер жизнедеятельности человека и социальных групп. В связи с чем актуальными остаются вопросы, связанные с усвоением основных теоретических и практических подходов к общению, освоению практических навыков общения и развитию коммуникативной компетентности. В данном курсе особый акцент сделан на деловом общении как важнейшем компоненте профессиональной компетентности специалистов любого профиля, особенно представителей социономических профессий – журналистов, менеджеров, педагогов и пр. Также программа содержит раздел по культуре делового общения, включая деловую переписку, что позволяет студентам повысить общую культуру речи. Курс включает в себя лекции, семинарские занятия, которые предполагают обсуждение основных тем, творческое решение кейсов, работу в мини-группах, практические игры и тесты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) Формирование представлений об особенностях психологии общения как науки о взаимодействии между людьми и закономерностях различных форм общения. 2) Формирование представлений об основных видах и структуре общения. 3) Знакомство со спецификой коммуникации (передачи информа¬ции), социальной перцепции (восприятия и понимания человека), интеракции (взаимодействия в процессе общения) как аспектов общения. 4) Изучение психологических особенностей массовой коммуни¬кации как вида общения. 5) Ознакомление с механизмами общения, влияющими на его эффективность. 6) Обучение анализу конкретных коммуникативных ситуаций и применение полученных знаний для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать базовые понятия психологии общения, ее основные разделы, направления и методы.
  • Иметь представление о феномене общения и закономерностях проявления его различных форм.
  • Знать основные механизмы общения, влияющие на его эффективность.
  • Выделять проблемы общения и взаимодействия в личной и общественной жизни, применять полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.
  • Уметь использовать психологические знания для анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
  • Владеть первичными навыками работы в социальной группе, используя приемы психологического воздействия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. Методологические аспекты исследования общения Тема 1. Возникновение психологии общения, ее предмет и связь с другими науками
  • Тема 2. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Определение, формы и характеристики общения.
  • Тема 3. Функции общения, его структура и уровни. Стили общения
  • РАЗДЕЛ 2. Специфика коммуникации: передачи информации, восприятие и понимание, взаимодействие в процессе общения Тема 4. Коммуникативная сторона общения
  • Тема 5. Социально-перцептивная сторона общения
  • Тема 6. Интерактивная сторона общения
  • РАЗДЕЛ 3. Особые виды общения Тема 7. Конфликтное общение
  • Тема 8. Деловое общение и организационная коммуникация
  • Тема 9. Общение и взаимодействие в онлайн-среде
  • Тема 10. Культура общения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.300 аудиторная работа (при необходимости в онлайн формате на платформе Zoom) (индивидуальная и групповая) 0.200 экзамен (письменный тест) в lms 0.300 доклад в форме презентации 0.200 контрольная работа в форме письменных тестов в lms.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корягина, Н. А.  Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 440 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03322-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469164 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Психология общения : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корягина, Н. А.  Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3024-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444265 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Левина, И. Н., Деловая риторика. Культура речи и деловое общение : учебник / И. Н. Левина, Л. А. Пиотровская, ; под ред. В. А. Ефремова, В. Д. Черняк. — Москва : КноРус, 2020. — 217 с. — (Бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07456-5. — URL: https://book.ru/book/932518 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Митрошенков, О. А.  Деловое общение: эффективные переговоры : практическое пособие / О. А. Митрошенков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 315 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-10704-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474722 (дата обращения: 28.08.2023).