• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Философия в русской литературе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Работа в рамках курса сосредоточена на исследовании философского содержания русской художественной классики XIX–XX вв. в ее взаимосвязи с ключевыми концепциями и текстами русской философии, филологии и исторической науки. Важной составляющей является организация индивидуальной исследовательской работы студентов по выбранной теме при кураторстве преподавателей НИС. Основные виды проектной работы: • Работа с первоисточниками (художественными произведениями, критическими и эстетическими сочинениями), направленная на выявление в них философских проблем, осмысляющих духовные и культурные процессы эпохи, а также взаимодействия и преемственности с темами и идеями европейской и русской интеллектуальной традиции. • Анализ рецепции и критики, реконструкция общего идейного поля русской мысли, литературы и музыки. • Работа с архивными материалами с целью реконструкции исторического контекста написания произведения, а также формирование навыков научного комментария к художественному произведению, которые помогают раскрыть связь умозрительных построений русских мыслителей, писателей и деятелей искусства с самыми значимыми историческими событиями, социальными явлениями и культурными феноменами. • Анализ современной исследовательской литературы, выявление сюжетов, которые остаются актуальными для современного интеллектуального пространства России и Запада. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и презентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей и рецензий, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения Научно-исследовательского семинара «Философия в русской литературе» являются: - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX–XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и репрезентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX - XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства.
  • Определять философское наполнение художественного текста.
  • Определить философское содержание работ М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого.
  • Понимание связи восточной философии с идеями Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова
  • Определение детства как философской проблемы в русской классической литературе
  • Может определить мотивы детства и образ ребенка у М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
  • Определить смех как философскую проблему в русской художественной литературе
  • Выявить значение смеха в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
  • Определяет понятие "художественности" текста.
  • Может типологизировать "понимание" как категорию в исследовании художественного текста.
  • Определить философские и культурологические аспекты пьес А.П. Чехова
  • Интерпретировать пьесы А.П. Чехова через оптику экзистенциализма.
  • Определить проблему женственности и женскости в поэзии символистов
  • Обозначить философские проблемы в поэзии Серебрянного века
  • Определить общие идеи Вл.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского
  • Понять роль Церкви в философии Вл.С. Соловьёва и Ф.М. Достоевского
  • Понять сходства и различия идей "русского социализма" Ф.М. Достоевского и христианской общественности Вл. С. Соловьева
  • Определить философское содержание в творчестве Л.Н, Андреева
  • Определить мотивы античной философии в литературе Серебрянного века
  • Понять как произошла преемственность идей от античности к началу 20 в.
  • Определить русский космизм как часть русской философской мысли
  • Понять идеи К.Э. Циолковского как часть философии русского космизма
  • Определить русскую утопию как часть философской мысли и русской идеи
  • Определить поэтическое мышление и опыт саморефлексии от античных времен до XXI века
  • Определить роль "философа-поэта"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
  • Неделание и опрощение
  • Детство и детскость в русской классике
  • Смех у русских классиков как философская проблема
  • Восстание великих художников против искусства: Гоголь, Толстой и др.
  • Что значит «понять» художественный текст? Что значит прочесть художественный текст глазами философа?
  • О чем тоскуют «герои» пьес А. П. Чехова?
  • Евангелие от Михаила Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»).
  • Вечная женственность и вечная женскость в поэзии символистов
  • Идея христианской общественности Вл.С. Соловьёва и «Русский социализм» Ф.М. Достоевского
  • Трансформация евангельского сюжета о предательстве в творчестве Л.Н. Андреева
  • Миры Константина Эдуардовича Циолковского
  • Техническая утопия в философии и русской литературе
  • Античная философия в идеях и образах литературы Серебряного века.
  • Как возможна философия поэзии?
  • Философские смыслы русской поэзии
  • ОППОЗИЦИЯ ЕДИНЕНИЕ-ОБОСОБЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ, ФИЛОСОФСКОМ И РЕЛИГИОЗНЫХ АСПЕКТАХ
  • ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РОССИИ И ЕВРОПЫ В КОНТЕКСТЕ ВОПРОСА О САМОУБИЙСТВЕ, ВОЙНЕ И ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ
  • АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ДОСТОЕВСКИМ В 1876 ГОДУ
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА: ВОПРОС ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЯЗЫКА И ПОНИМАНИЕ РОССИИ КАК ПРЕГРАДЫ
  • ЕВАНГЕЛИЕ, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ КАК ТРИ СТОЛПА ПОВЕСТЬ И «КРОТКАЯ»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Эссе
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Андреев, Л. Н. Иуда Искариот / Л. Н. Андреев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 34 с. — ISBN 978-5-507-33393-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/34503 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Блок, А. А. Арфы и скрипки / А. А. Блок. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 35 с. — ISBN 978-5-507-14323-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/14958 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Избранные произведения, Гоголь, Н. В., 1968
  • Циолковский, К. Э. Космическая философия. Живая Вселенная : сборник научных трудов / К. Э. Циолковский. — Москва : Академический Проект, 2020. — 640 с. — ISBN 978-5-8291-3379-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133265 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шестов, Л. И. Творчество из ничего (А. П. Чехов) / Л. И. Шестов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 18 с. — ISBN 978-5-507-10810-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6574 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Блок, А. А. Балаганчик / А. А. Блок. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 10 с. — ISBN 978-5-507-14294-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/14931 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Леонтьев, К. Н. Анализ, стиль и веяние. О романах графа Толстого, критический этюд (1890, опубликовано в 1911) / К. Н. Леонтьев. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 78 с. — ISBN 978-5-507-10420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/6215 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мережковский, Д. С. 3. Лев Толстой и Достоевский (1901—1902) / Д. С. Мережковский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 546 с. — ISBN 978-5-507-13573-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/38392 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мережковский, Д. С. 4. Гоголь. Творчество, жизнь и религия (1909) / Д. С. Мережковский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 74 с. — ISBN 978-5-507-13589-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/38400 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.