2023/2024
Религии Индии. Буддизм в Индии и сопредельных странах
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Комиссаров Дмитрий Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
66
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен буддизму в Индии и сопредельных странах, рассматриваемому в широком контексте индийской культуры. Чтобы получить представление о формировании буддизма, об истоках его учения и культа, необходимо в общих чертах описать религиозную ситуацию, сложившуюся в Индии в период, предшествующий его возникновению. Поэтому в первой части курса предполагается обзор религиозных традиций вед, краткое знакомство с ведийским каноном, его структурой, жанрами представленных в нем текстов и стоящей за ним обрядовой практикой. Также планируется обобщенное изложение основ брахманизма, как религиозного учения, взаимодействовавшего с буддизмом на ранней стадии его развития. Традиция буддизма будет представлена как культурный комплекс, включающий философское учение, каноническую и неканоническую литературу, изобразительное искусство, правила жизни монашеской общины. Проблема реконструкции биографии Будды потребует анализа агиографических памятников. Историческое развитие буддизма должно быть показано через характеристику его основных направлений и отдельных школ, особое внимание планируется уделить соперничеству хинаяны, махаяны и тантрического буддизма. Понимание той роли, которую буддизм играл в конце эпохи древности и раннем средневековье, невозможно без рассказа о его взаимодействии с формировавшейся в этот период религией индуизма. Следовательно, курс предполагает некоторое отступление для введения в проблематику, связанную с культами шиваизма и вишнуизма. Буддизм — мировая религия, более того, многие его литературные памятники, создававшиеся в Индии сохранились лишь в соседних странах, которые были охвачены миссионерской деятельностью. Соответственно, курс индийского буддизма не может замыкаться в пределах собственно Индии и неизбежно включает сведения по истории и культуре Шри-Ланки, Непала и Тибета.
Цель освоения дисциплины
- приобретение базовых знаний об истории буддизма и его учении;
- – приобретение базовых знаний об истории буддизма и его учении;
- развитие навыков критического восприятия источников разных типов по истории и учению буддизма;
- – развитие навыков критического восприятия источников разных типов по истории и учению буддизма;
- освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области истории религий Индии и истории индийской философии.
- – освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области истории религий Индии и истории индийской философии.
Планируемые результаты обучения
- – иметь базовые представления об истории буддизма и его учении;
- – получить навыки работы с источниками разных типов по истории и философии буддизма;
- – приобрести навыки самостоятельной работы с источниками и справочной литературой по буддизму, используя соответствующую терминологию и аналитический инструментарий.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Литература ведийского канона
- Раздел 2. Брахманизм как предшественник и соперник буддизма
- Раздел 3. Шраманские религии как среда формирования буддизма
- Раздел 4. Формирование и структура буддийских канонов
- Раздел 5. Школы буддизма. Возникновение махаяны
- Раздел 6. Буддийская агиография
- Раздел 7. География индийского буддизма и формирование института паломничества
- Раздел 8. Монастырская культура индийского буддизма
- Раздел 9. Буддийское искусство Индии
- Раздел 10. Борьба и взаимодействие индуизма и буддизма. Тантрический буддизм
- Раздел 11. Южный буддизм: Шри Ланка
- Раздел 12. Северный буддизм: Афганистан и Средняя Азия, Непал и Тибет
Элементы контроля
- Тест 1. Ведийская и шраманская эпохи
- Тест 2. Буддийские каноны и жанры буддийской канонической литературы
- Тест 3. Буддийская община и монашеская жизнь
- Тест 4. Итоговый
- Семинар 1. Шраманские традиции в "Махабхарате"
- Семинар 2. Жизнеописания Будды
- Эссе 1. Жизнь буддийской общины
- Эссе 2. Научные работы Г. Шопена
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Семинар 1. Шраманские традиции в "Махабхарате" + 0.1 * Семинар 2. Жизнеописания Будды + 0.15 * Тест 1. Ведийская и шраманская эпохи + 0.15 * Тест 2. Буддийские каноны и жанры буддийской канонической литературы + 0.1 * Тест 3. Буддийская община и монашеская жизнь + 0.2 * Тест 4. Итоговый + 0.1 * Эссе 1. Жизнь буддийской общины + 0.1 * Эссе 2. Научные работы Г. Шопена
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Maurer, Walter Harding. Pinnacles of India's Past: Selections from the Ṛgveda. – Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1986. – Pp. ix, 350. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=680958
Рекомендуемая дополнительная литература
- Penner, H. H. (2009). Rediscovering the Buddha : The Legends and Their Interpretations. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=299053
- Silk, J. A. (2008). Managing Monks : Administrators and Administrative Roles in Indian Buddhist Monasticism. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=271173