• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Введение в психологию

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии. В ходе курса будет рассмотрено становление психологии как науки и даны основные положения наиболее значимых психологических школ XIX – XX веков. Будут рассмотрены основные психические процессы, такие как память, мышление, эмоции, мотивация и др., затронуты основные положения психологии развития и педагогической психологии. Часть курса будет посвящена основным теориям личности и базовым понятиям социальной психологии. В ходе курса будет уделено внимание особенностям измерений в психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками анализа и интерпретации источников литературы по психологии
  • Владеть навыками обучения и расширения собственного знания
  • Владеть техниками развития социальных и эмоциональных навыков
  • Знать методы изучения психологических явлений, феноменов и процессов
  • Знать о роли семьи и школы в процессе развития человека
  • Знать основные возрастные периодизации
  • Знать основные направление психологических исследований
  • Знать основные направления теоретической и практической психологии
  • Знать основные подходы к определению темперамента
  • Знать основные понятия, закономерности и явления психологии когнитивных процессов
  • Знать подходы к пониманию личности в разных психологических школах
  • Знать примеры классических исследований и экспериментов в психологии
  • Знать различные подходы к оценке психологических конструктов
  • Знать различные теории мотивации и эмоций
  • Понимать различие понятий индивид и личность
  • Уметь интерпретировать результаты психологических методик
  • Уметь обосновывать специфику психологического знания, использую современный культурный и научный контекст развития психологии
  • Уметь определять качество оценочного инструментария
  • Уметь понимать отличие житейской и научной психологии
  • Уметь работать с учебной мотивацией, искать способы повышения мотивации
  • Уметь различать различные акцентуации характера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук. Основные направления психологии XIX-XX в
  • Тема 2. Когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
  • Тема 3. Индивид и личность: понятия темперамента, характера и личности. Основные теории личности.
  • Тема 4. Психология развития. Возрастная и педагогическая психология.
  • Тема 5. Психология эмоций и общее представление о мотивации.
  • Тема 6. Психологическая диагностика: основные модели и методики.
  • Тема 7. Основные понятия социальной психологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Анализ фильма
    Анализ эпизода из фильма с точки зрения психологии. Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале. Критериями оценки являются: • выявление психологических феноменов, явлений и закономерностей в фильме; • верное использование системы понятий; • верное соотнесение концепций и феноменов с примерами из фильма; • наличие четкой и логичной структуры текста, отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок в тексте работы.
  • неблокирующий Контрольное тестирование
    Письменная контрольная работа в виде теста. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st module
    0.5 * Анализ фильма + 0.5 * Контрольное тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2002
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
  • Гиппенрейтер, Ю. (2011). Уроки Общения С Ребенком. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D9D9753
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2005