• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Интерпретация культур

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Интерпретация культур» предполагает освоение семиотических и герменевтических методов исследования культуры. Работа на семинаре включает как освоение теоретического инструментария, так и его применение в рамках курсовых и дипломных работ. В плане семиотики – это понятие знака; три предметные сферы семиотики: семантика, синтаксис и прагматика; троичные (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фреге) и двоичные (Ф. Де Соссюр, Л. Ельмслев) концепции знака; иконические, индексальные и символические знаки; понятия денотации и коннотации; понятия синтагмы и парадигмы; понятия метафоры и метонимии; понятие кода и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ч. Пирса, Ф. Де Соссюра, Р. Якобсона, Э. Бенвениста, К. Леви-Строса, Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, Вяч. Иванова. В плане герменевтики – это понятие интерпретации; понятие смысла; отличие метода понимания от метода объяснения; герменевтический круг; понятие аппликации; понятие горизонта; конфликт интерпретаций и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, И.Г. Дройзена, Г.-Г. Гадамера, Э. Бетти, П. Рикёра. Практическая составляющая работы нацелена на применение означенных методов к проблеме понимания и перевода текстов, а также к анализу живописи, архитектуры, кино, театра, литературы, ритуалов и систем коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Познакомить студентов с эстетической проблематикой как важнейшим полем современной философии наряду с полем познания и полем морали/права/политики. Объяснить взаимодействие этих сфер, а также раскрыть корреляции эстетического и социального.
  • • Ввести студентов в курс тематических и институциональных трансформаций эстетики
  • • Познакомить с важнейшими интеллектуальными спорами последних столетий в сфере эстетики и их влиянием на современное общество.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - уметь корректно использовать ключевые термины семиотики
  • знать современные семиотические теории
  • умеет применять герменевтический метод к различным феноменам культуры
  • умеет на языке семиотики описывать разные системы коммуникации
  • отличает фрейдистскую и постфрейдисткую работу со знаковыми системами
  • отличает понимание языка у раннего и позднего Витгенштейна
  • отличает понятие дискурс от смежных понятий
  • умеет рассуждать о перформансе на языке семиотики
  • умеет анализировать фильмы с помощью инструментария семиотики
  • умеет грамотно использовать понятие экфрасис
  • умеет анализировать феномены интернета на языке семиотики
  • отличает метод понимания от метода объяснения
  • владеет методами романтической, исторической и философской герменевтики
  • умеет аутентично интерпретировать герметическую поэзию
  • умеет распознавать потенциал герменевтики в деле критики идеологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление общей теории знаков
  • Основания современной семиотики
  • Человек в мире знаков
  • Критика семиотики со стороны психоанализа
  • Критика семиотики со стороны философии языка
  • Семиотика и структурализм. Понятие дискурса: зачем (и кому) оно нужно
  • Семиотика человеческой телесности в культуре. Семиотика театра и перформанса.
  • Семиотика кино- и видеоизображений
  • Семиотика интермедиальности: адаптации, инсценировки, экфрасис
  • Семиотика интернета. Мемы и другое
  • Герменевтический метод
  • Различие романтической (Ф. Шлейермахер), исторической (Т. Дройзен, В. Дильтей) и философской (Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр) герменевтики.
  • Разбор кейсов применения герменевтического метода к материалу прошлых эпох.
  • Современное состояние герменевтики. Полемика вокруг герменевтических методов.
  • Рецептивная эстетика (Х.-Р. Яусс, В. Изер)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Оценка складывается как среднее арифметическое из оценки за работу на семинарах и оценки за итоговую письменную контрольную работу.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Божественная комедия, Данте, А., 2017
  • Герменевтика как общая методология наук о духе, Бетти, Э., 2011
  • Данте Алигьери, 208 с., Доброхотов, А. Л., 1990
  • Дискурс-анализ. Теория и метод, Йоргенсен, М., 2008
  • Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
  • Исповедь, Августин Аврелий (Блаженный), 2000
  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
  • Курс общей лингвистики, Соссюр, Ф. де, 2013
  • Логические основания теории знаков, Пирс, Ч. С., 2000
  • Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык, Крейдлин, Г. Е., 2002
  • Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров, Автономова, Н. С., 2009
  • Семиотика : антология, Степанов Ю.С., 2001
  • Толкование сновидений, Фрейд, З., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальность прекрасного : пер. с нем., Гадамер, Г.- Г., 1991