• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

История английского языка: от “Беовульфа” до Шекспира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс должен дать студентам общее представление о развитии английского языка на разных этапах его истории, а также о причинах и закономерностях его изменений в грамматике, лексике и фонетике. В центре внимания – те процессы, которые привели английский язык к его современному состоянию; иными словами, данный курс направлен проспективно. Языковые изменения будут пониматься не просто как разрозненные факты, а как взаимосвязанные элементы единого процесса, устремленного в будущее. В результате освоения дисциплины студент будет знать периодизацию и основные изменения в способе существования английского языка, легшие в ее основу, закономерности и причинные факторы языковых изменений; уметь читать и анализировать памятники языка как источник сведений о языковых изменениях и их проявление; владеть навыками работы с историко-лингвистическими словарями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление о развитии английского языка на всех этапах его истории, а также о причинах и закономерностях его изменений в грамматике, лексике и фонетике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать периодизацию и основные изменения в способе существования английского языка, легшие в ее основу, закономерности и причинные факторы языковых изменений
  • Уметь читать и анализировать памятники языка как источник сведений о языковых изменениях и их проявление, аргументированно обсуждать актуальные вопросы современного исторического языкознания с опорой научные изыскания в данной области
  • Владеть понятийным и терминологическим аппаратом по данному предмету, навыками работы с историко-лингвистическими словарями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнеанглийский период
  • Среднеанглийский период
  • Ранненовоанглийский период
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях: участие в дискуссии, правильность ответов на вопросы к семинару. Работа на занятиях не подлежит пересдаче и не предполагает отработок.
  • неблокирующий Блиц-опросы
    Блиц-опросы проводятся во время лекций по пройденному материалу. Частота блиц-опросов остается на усмотрение преподавателя. Если блиц-опрос был пропущен по уважительной причине (о чем студент должен сообщить преподавателю), студент может его переписать до последнего занятия в модуле включительно. Оценка за блиц-опросы рассчитывается как среднее арифметическое, т. е. сумма всех оценок, поделенная на их количество.
  • неблокирующий Конспекты
    Студенты должны будут законспектировать отдельные главы учебника, посвященные изменениям в вокализме, консонантизме и / или написаниях определенного периода. Конспект должен быть написан от руки и при этом читаем. Конспект должен представлять переосмысление материала учебника, быть кратким, но ёмким (т. е. отражающим все пункты в задании в удобном и понятном виде), схематическим (например, mind map). Буквально переписанный текст конспектом не является, поскольку не свидетельствует об осмыслении и переработке материала. Конспекты не подлежит пересдаче.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в формате письменной работы, которая сдается в электронном виде. За неделю до дедлайна студенты получают индивидуальное задание: небольшой фрагмент текста, который они должны перевести и проанализировать, используя знания по истории английского языка, полученные в ходе курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.15 * Блиц-опросы + 0.2 * Конспекты + 0.25 * Работа на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шапошникова, И. В. История английского языка : учебник / И. В. Шапошникова. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 508 с. — ISBN 978-5-9765-1221-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232616 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История английского литературного языка IX - XV вв., Ярцева, В. Н., 1985
  • История английского языка : в 2 т., Бруннер, К., 2003
  • История английского языка : учебник, хрестоматия, словарь, Иванова, И. П., 2001