• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современный театр и театральные системы прошлого

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Изучая курс "Cовременный театр и театральные системы прошлого", вы узнаете о самых разнообразных театральных системах, как сложившихся давно, так и возникающих сегодня. При этом речь пойдет и об исторической смене художественных идей, многообразно проявляющихся в художественном контексте каждой эпохи. Когда же мы будем говорить о театральной современности, то увидим, что к настоящему моменту произошло существенное расширение представлений о синтетической природе театра и театральности (например, возможен театр без актеров – «Вещь Штифтера», реж. Хайнер Гёббельс), и потому в нашем курсе вы познакомитесь с разными типами современного театра, а также с возможными сочетаниями разных театральных форм в одном спектакле.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует высказывания о режиссуре К. Станиславского, М. Чехова, В.Мейерхольда, А. Эфроса, Ю.Любимова, П. Брука. Интервьюирует современных режиссеров (Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Евгения Сафонова).
  • Анализирует спектакль с точки зрения взаимодействия искусств: литературы, живописи, архитектуры, музыки, вокального искусства, искусства танца, пантомимы и др.
  • Анализирует спектакль с точки зрения литературного материала, сценографического решения и декорационного оформления ( моделирования театральной мебели и бутафории); с точки зрения постановочного освещения, музыкального оформления.
  • Извлекает информацию из театральной программки и афиши спектакля. Описывает возможности представления одного драматургического произведения на сценических пространствах разного типа (античный театр, площадной театр, театр шекспировской эпохи, театр эпохи барокко и классицизма, классическая театральная сцена, пространство в иммерсивном спектакле.
  • Описывает и анализирует сценографические решения Д.Л.Боровского. Анализирует сценографические решения следующих современных театральных художников: Лариса Ломакина (“Три сестры”, реж. К. Богомолов), Ксения Перетрухина (“Сказка о том, что мы можем, а чего нет», реж.Марат Гацалов,пьеса Михаила Дурненкова), Галя Солодовникова («Пастернак. Сестра моя – жизнь», реж. Максим Диденко)
  • Сравнивает способы создания условности в театральных системах разных эпох (например, 3 единства в понимании Аритотеля и классицистов). Анализирует фрагменты спектакля
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Условная природа театра: конвенция со зрителем.
  • Ритуал посещения театра.
  • Расширение представления о синтетической природе театра.
  • Театр как коллективное искусство.
  • Что такое режиссура? (в жанре публичного интервью)
  • Как работает сценография?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рецензия
    Соответствует программе
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 414 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437512 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Егоров, Б. Ф.  От Хомякова до Лотмана. История русской литературы и культуры : учебное пособие для вузов / Б. Ф. Егоров. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-07230-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442158 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Коган, П. С.  Очерки по истории западноевропейского театра / П. С. Коган ; под редакцией А. К. Дживелегова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 173 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05840-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441696 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Раппопорт С.Х. - От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2017 - 236с. - ISBN: 978-5-8114-2723-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97740
  • Станиславский, К. С.  Режиссура и актерское мастерство. Избранные работы / К. С. Станиславский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07266-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437733 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие: Практическое пособие / Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 384 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6681-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003200

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Агратина, Е. Е.  Театрально-декорационное искусство эпохи барокко : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Агратина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 111 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-06010-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441727 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Байкова, Л. А.  Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12527-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447730 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кизеветтер, А. А.  Театр / А. А. Кизеветтер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 93 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06747-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442120 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кугель, А. Р.  Театральные портреты / А. Р. Кугель. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07941-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424007 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мандельштам, Ю. В.  Статьи и сочинения в 3 т. Том 3. Музыка, театр, история, философия, живопись, наука / Ю. В. Мандельштам ; составители Е. М. Дубровина, М. Стравинская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05908-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441513 (дата обращения: 28.08.2023).