2023/2024
Правовое регулирование языковых прав в Российской Федерации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Княгинина Надежда Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Среди прав человека языковые права занимают особое положение. Индивидуальные или коллективные, они являются основой, на которой строится современная языковая политика. Реализация языковых прав сталкивается с большим количеством препятствий. Положение языков в обществе, как и положение их носителей, существенно различается. Сложности в реализации языковых прав испытывают национальные меньшинства, мигранты, беженцы, коренные народы и пр. Использование или не способность использовать определенный язык зачастую ведет к дискриминации. Языковой сдвиг, общественные и политические установки, а также экономические факторы влияют на языковую политику.
В России, многоязычной стране, правовое регулирование языковых прав достаточно разрозненно. Предпринимаются отдельные попытки выстроить структуру языковой политики на федеральном уровне, однако многие факторы, такие как сложность языковой ситуации в стране, мешают этому процессу. Однако, на региональном уровне или в отдельных местностях могут реализовываться языковые инициативы, зачастую, усилиям языковых активистов.
Данный курс фокусируется на законодательном регулировании языковых прав в России и на том, как функционируют государственные механизмы, в рамках которых эти права реализуются. Особое внимание уделяется сфере образования, региональному регулированию, а также правовому положению разных категорий носителей языков.
Освоение курса сопровождается групповой и индивидуальной работой. Для максимально успешного выполнения данных видов работы рекомендуется брать с собой на занятия ноутбук/планшет.
Цель освоения дисциплины
- Понять, как реализуется языковая политика и планирование в России с учетом действующего правового регулирования и международного контекста.
- Различать разные статусы языков в зависимости от правового регулирования и понимать реальное влияние такого статуса на реализацию языковых прав носителем.
- Рассмотреть концептуальные аспекты, связанные с языковыми (и другими) правами групп людей (мигранты, беженцы, национальные меньшинства) в сфере языковой политики.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует ограничения международно-правового регулирования языковых прав.
- Знает и воспроизводит основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации и устройство языковой политики.
- Отличает обязательные и рекомендательные нормы, применяемые при языковом планировании.
- Определяет органы и организации, в чьи полномочия входит решение тех или иных вопросов в сфере языковой политики.
- Анализирует существующие и предлагаемые меры языковой политики с точки зрения реализации языковых прав, сохранения языков и недопущения дискриминации.
- Оценивает возможность переноса зарубежных решений в части языкового регулирования в российское законодательство и правоприменение.
- Формулирует стратегические решения в сфере реализации языковых прав, соответствующие текущему правовому регулированию и практикам государственного управления.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как объект правового регулирования. Международное право и языковые права.
- Основы правового регулирования языковых прав в Российской Федерации. Органы и механизмы языковой политики.
- Регулирование языковых прав в сфере образования в России.
- Особенности правового статуса мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев в контексте языковой политики.
- Особенности правового статуса коренных малочисленных народов.
- Внешняя языковая политика России, «Русская школа за рубежом».
- Пользователи жестового языка как языковое меньшинство.
Элементы контроля
- Индивидуальная работаИндивидуальная работа заключается в выполнении студентами индивидуальных заданий в ходе каждого семинарского или лекционного занятия. Полное и корректное, в соответствии с условиями, выполнение все предложенных заданий обеспечивает максимальную итоговую оценку за элемент контроля (от 0 до 10 баллов).
- Итоговый контрольВ ходе курса студенты готовят стратегию языковой политики Российской Федерации в группах. В конце курса текст стратегии сдается для оценивания преподавателем, а содержание работы оценивается в ходе публичной защиты. В ходе публичной защиты студенты оценивают вклад каждого из участников группы в проект в % (где 100% — единолично выполнил всю работу группы, 50% — выполнил половину работы за группу, 10% — выполнил 10% работы группы и т.д.). Преподаватель оценивает работу в баллах (от 1 до 10 баллов × число участников группы). Оценка распределяется в соответствии с заранее установленным студентами вкладом. Пример: вклад был поровну поделен между всеми участниками группы (4 человека, каждый выполнил 25 % работы). Преподаватель оценил стратегию и презентацию в 8 баллов × 4 человека = 32 балла. Каждый участник группы получает 25% от этих баллов в виде оценки, т.е. 8 баллов.
- Групповая работаГрупповая работа заключается в работе студентов в группах в ходе семинарского занятия и дома в рамках самостоятельной работы для подготовки итогового проекта: стратегии языковой политики Российской Федерации. На каждом занятии перед студентами ставятся задачи по дополнению стратегии или корректированию групповой работы. Задачи решаются в ходе занятия и после его окончания в рамках самостоятельной работы. Для оценки групповой работы преподаватель ориентируется на протоколы группы по продвижению реализации проекта и на участие в обсуждении во время семинарского занятия. Постоянное участие в групповой работе и обсуждениях и выполнение внутренних задач группы обеспечивает максимальную итоговую оценку за элемент контроля (от 0 до 10 баллов).
- Домашняя работаСтудентам нужно провести анализ официального документа языковой политики, предоставленного преподавателем. Цель анализа: определить, насколько предложенный документ отвечает потребностям текущей языковой ситуации в стране. Студентам необходимо дать общую характеристику документа, определить цели и задачи документа, его направленность, логичность и последовательность предлагаемых решений, обоснованно выделить сильные и слабые стороны документа, соотнести предложения, содержащиеся в документе с действующим правовым регулированием и данными о языковой ситуации, определить, какие аспекты/проблемы языковой ситуации в стране не были охвачены документом. Работа сдается в формате аналитической записки. Объем не менее 0,3 п.л., язык русский.
- Активность на семинареОценивается активность в процессе семинара: обсуждение результатов индивидуальных работ, групповой работы, дискуссионных вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.12 * Активность на семинаре + 0.2 * Групповая работа + 0.18 * Домашняя работа + 0.2 * Индивидуальная работа + 0.3 * Итоговый контроль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kymlicka, W. (DE-588)114420254, (DE-576)168349779. (1995). Multicultural citizenship : a liberal theory of minority rights / Will Kymlicka. Oxford [u.a.]: Oxford University Press [u.a.]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.046028315
Рекомендуемая дополнительная литература
- De Varennes, F. (1999). Equality and Non-discrimination: Fundamental Principles of Minority Language Rights. International Journal on Minority & Group Rights, 6(3), 307–318. https://doi.org/10.1163/15718119920907767
- Richter, D. (2012). Language Rights Revisited - The Challenge of Global Migration and Communication. Berliner Wissenschafts-Verlag.
- Skorupa-Wulczyńska, A. (2019). Language Rights in the Light of International Law. https://doi.org/10.12775/CLR.2018.003
- V. Pupavac. (2012). Language Rights : From Free Speech to Linguistic Governance. Palgrave Macmillan.