• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Экономика образования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Абалмасова Екатерина Сергеевна, Платонова Дарья Павловна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Общая цель данного курса - познакомить вас с экономическим анализом образования. В частности, курс призван помочь вам приобрести знания в пяти основных областях: Какие проблемы в области образования экономисты изучают Концепция образования как инвестиции (человеческий капитал), измерение стоимости этих инвестиций, а также то, как образование способствует экономическому росту и распределению доходов. Рынки труда преподавателей и ценность преподавателя в образовательном процессе. Школы как места производства и экономика процесса производства образования. Образование как общественное и частное инвестиционное благо и последствия для финансирования образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Общая цель данного курса - познакомить вас с экономическим анализом образования. В частности, курс призван помочь вам приобрести знания в пяти основных областях: Какие проблемы в области образования экономисты изучают Концепция образования как инвестиции (человеческий капитал), измерение стоимости этих инвестиций, а также то, как образование способствует экономическому росту и распределению доходов. Рынки труда преподавателей и ценность преподавателя в образовательном процессе. Школы как места производства и экономика процесса производства образования. Образование как общественное и частное инвестиционное благо и последствия для финансирования образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • discuss intelligently how economists view the life cycle of investment in learning and skills for work
  • discuss intelligently the contribution that economics and economists have made to how we think about the role of education in society
  • discuss intelligently the various ways governments raise money to pay for education and whether some ways are more effective and more equitable than others
  • discuss intelligently whether higher salaries for teachers will bring “better” teachers in the teaching profession
  • discuss intelligently whether raising educational requirements has a positive or negative effect on teacher quality
  • discuss intelligently how education contributes to economic growth and income distribution
  • discuss intelligently schools as places of production and the economics of the education production process
  • уметь грамотно обсуждать вклад экономики и экономистов в осмысление роли образования в обществе.
  • уметь грамотно обсуждать: (1) что происходит с заработной платой при изменении спроса и предложения на различные виды труда; (2) что представляет собой изменение спроса и предложения: (3) как экономисты рассматривают жизненный цикл инвестиций в обучение и навыки для работы; (4) как экономисты измеряют выгоды от образования; (5) каковы основные затраты на образование и как они влияют на решения людей о получении образования.
  • уметь грамотно обсуждать: (1) Почему экономический рост является хорошим показателем общей экономической отдачи от образования; (2) Являются ли когнитивные знания лучшим показателем образования при прогнозировании экономического роста, чем количество лет обучения; (3) Является ли распределение образования важным фактором при прогнозировании неравенства доходов.
  • уметь грамотно обсуждать следующие вопросы: (1) Могут ли школы существенно влиять на успеваемость учащихся; (2) Может ли выбор школы повысить качество школьного образования и улучшить успеваемость учащихся; (3) Что именно в учителях, помогает учащимся лучше учиться и как показать это эмпирически; (4) Возможные причины, по которым школы в одних странах лучше, чем школы в других странах, и виды исследований, которые могут показать, почему они лучше.
  • уметь грамотно обсуждать: (1) Приведет ли повышение заработной платы учителей к появлению хороших учителей; (2) Что важнее для привлечения и удержания учителей - условия труда или заработная плата; (3) Какие стратегии оплаты труда могут быть более эффективными для повышения качества людей, выбирающих профессию учителя.
  • уметь грамотно обсуждать различные способы привлечения средств на оплату образования и то, являются ли одни способы более эффективными и справедливыми, чем другие
  • (1) анализирует и иллюстрирует, что происходит с заработной платой при изменении спроса и предложения на различные виды труда; (2) формулирует, что представляет собой изменение спроса и предложения: (3) объясняет, как экономисты рассматривают жизненный цикл инвестиций в обучение и навыки для работы; (4) умеет измерять отдачу от образования;
  • (1) Аргументирует экономический рост является хорошим показателем общей экономической отдачи от образования; (2) объясняет, являются ли когнитивные знания лучшим показателем образования при прогнозировании экономического роста, чем количество лет обучения; (3) умеет выдвигать гипотезы и искать аргументы является ли распределение образования важным фактором при прогнозировании неравенства доходов.
  • аргументирует на основе прочитанной литературы и исследований (1) могут ли школы существенно влиять на успеваемость учащихся; (2) может ли выбор школы повысить качество школьного образования и улучшить успеваемость учащихся. разрабатывает дизайн исследований о том, что именно в учителях, помогает учащимся лучше учиться и как показать это эмпирически.
  • (1) умеет рассчитывать и иллюстрировать графически приведет ли повышение заработной платы учителей к появлению хороших учителей; (2) аргументирует, что важнее для привлечения и удержания учителей - условия труда или заработная плата; (3) описывает и взвешивает альтернативы, какие стратегии оплаты труда могут быть более эффективными для повышения качества людей, выбирающих профессию учителя.
  • аргументирует с привлечением литературы и релевантных исследований основания и проблемы различных способов привлечения средств на оплату образования и то, являются ли одни способы более эффективными и справедливыми, чем другие
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономику образования
  • Образование и рынки труда
  • Образование, экономический рост и распределение доходов
  • Производственная функция: Как школы производят результаты обучения?
  • Рынки труда учителей
  • Вопросы финансирования образования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задачи 1 Спрос и предложение, эластичность
  • неблокирующий Задачи 2 Отдача от образования
  • неблокирующий Эссе 1 Образование и гендерное неравенство
  • неблокирующий Эссе 2 Роль учителей в образовательных результатах школьников
  • неблокирующий Задачи 3 Рынки труда учителей
  • неблокирующий Эссе 3 Распределение финансирования образования
  • неблокирующий Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.15 * Задачи 1 Спрос и предложение, эластичность + 0.15 * Задачи 2 Отдача от образования + 0.15 * Задачи 3 Рынки труда учителей + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.15 * Эссе 1 Образование и гендерное неравенство + 0.15 * Эссе 2 Роль учителей в образовательных результатах школьников + 0.15 * Эссе 3 Распределение финансирования образования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Carnoy, M., Loyalka, P., Dobri︠a︡kova, M. S., Dossani, R., Froumin, I. D., Kuhns, K., … Wang, R. (2013). University Expansion in a Changing Global Economy : Triumph of the BRICs? Stanford, California: Stanford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=713617
  • Epple, D. (2019). Information, Incentives, and Education Policy. Journal of Economic Literature, 57(3), 698–700. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ecn&AN=1784268
  • Eric Hanushek, & Ludger Woessmann. (2008). The Role of Cognitive Skills in Economic Development. Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.sip.dpaper.07.034
  • George Psacharopoulos, & Harry Anthony Patrinos. (2018). Returns to investment in education: a decennial review of the global literature. Education Economics, (5), 445. https://doi.org/10.1080/09645292.2018.1484426

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. Hanushek, Dennis, D. Kimko, Paul Romer, Sergio Rebelo, & Michael Wolkoff. (2000). Schooling, labor force quality and the growth of nations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8925F313
  • Carnoy, M. (1985). The political economy of education. International Social Science Journal, 37(104), 157. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=5635073