Магистратура
2023/2024
Теория и методы исторического исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История художественной культуры и рынок искусства)
Направление:
50.04.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
История художественной культуры и рынок искусства
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
"Курс призван познакомить студентов с методологией работы современного историка. В лекционной части курса рассматриваются особенности методологии основных научных школ XX-XXI вв., развивавшихся и функционировавших в рамках ключевых направлений современной исторической науки - социальной истории и исторической антропологии, политической истории, экономической истории, исторической компаративистики, интеллектуальной истории и т.д. На семинарских занятиях студенты непосредственно осваивают основные исследовательские методы, применяемые историками в наши дни".
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с актуальными историческими теориями и методами анализа исторических источников.
- Выработка у студентов навыка работы с терминологическим аппаратом, применяемым в современных исторических исследованиях.
- Формирование у студентов базовых практических умений, необходимых для самостоятельного анализа исторических источников.
Планируемые результаты обучения
- знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые с точки зрения современной исторической науки
- осознавать границы применимости теоретических методов и уметь использовать эти методы в собственной исследовательской работе
- осознавать специфику искусствоведческого и исторического методов анализа визуальных источников
- свободно оперировать специфической терминологией исторического исследования
Содержание учебной дисциплины
- История как повествование и история как наука: два начала дисциплины (Геродот и Ранке).
- Наследие позитивизма.
- Школа Анналов: традиции и новые подходы.
- Карло Гинзбург и Жан-Клод Шмитт
- История понятий: подходы кембриджской и билефельдской школ.
Элементы контроля
- СеминарыОценивается полнота и глубина понимания материалов, выносимых на обсуждение
- ЭкзаменОценивается письменный ответ
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глобальная история современной историографии, Иггерс, Г., 2012
- Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2013
- Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Апология истории или ремесло историка, Блок, М., 1986
- Власть и образ : очерки потестарной имагологии, , 2010
- Загадка Пьеро : Пьеро делла Франческа, Гинзбург, К., 2019
- Идея истории; Автобиография, Коллингвуд, Р. Д., 1980
- Исторический синтез и Школа "Анналов", Гуревич, А. Я., 2014
- История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., , 2010
- Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, , 2018
- Образы времени и исторические представления : Россия - Восток - Запад, Репина, Л. П., 2010
- Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени, , 2003
- Разломанное время : культура и общество в двадцатом веке, Хобсбаум, Э., 2017
- Шуб, О. (1998). 98.04.004. Шмит Ж.-К. Культура Imago. Schmitt J.-С. La Culturelle De L’Imago // Annales Hss. - P., 1996 -N L.- P. 5-36. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, 4.