• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Философия

Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 32
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Курс актуализирует творческую активность обучаемого на основе философского материала, способствует осмыслению основных тенденций современной науки и общества. Курс развивает умение работать с философскими категориями применительно к проблемам современности, учит рассматривать явления и проблемы в контексте их взаимосвязи и взаимодействия с другими элементам, способствует развитию нестандартного и критического мышления, развивает коммуникативные и креативные умения и навыки через философскую рефлексию и обращение к философским подходам. Теоретические знания студенты получают при прохождении онлайн курса НИУ ВШЭ «Философия: расширенный курс» https://edu.hse.ru/course/view.php?id=132880#section-14. Практическая часть курса реализуется на семинарских занятиях, проводимых в форме дискуссий и диспутов. Особое внимание на курсе уделяется этическим аспектам человеческих и общественных отношений, в том числе морально-этической ответственности ученых, инженеров и инноваторов в их профессиональной деятельности. Изучение дисциплины «Философия» повышает общую и профессиональную культуру будущих инноваторов
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами навыка выявления философской и социально-исторической значимости явлений и событий, развитие умения работать с философскими категориями в приложение к проблемам современности, рассматривать явления и проблемы в контексте их взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами. Курс позволит будущим инноваторам соотносить свою деятельность с мировоззренческим и социальным контекстом развития человека, общества, техники; применять философские знания в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет ключевые различия понятий «этика», «мораль», «нравственность», основные этапы развития зарождения и развития Этики
  • Дает характеристику основных представителей и их подходов; различает основные категории этики и ее связь с историческим развитием общества
  • Знает основные исторические этапы становления философии сознания
  • Критически осмысливает и сравнивает подходы к проблеме сознания в разных исторических школах и современных направлениях
  • Ознакомлен с понятиями и предпосылками разделения на направления; определяет разницу в подходах к основным вопросам между ними; выделяет основных представителей, понимает и критически сравнивает основные положения их идей.
  • Понимает связь между политической философией как мировоззренческо-методологической основы политической науки.
  • Критически сравнивает взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью.
  • Знает основные категории и понятия, этапы становления философии языка и философии истории.
  • Оценивает роль представителей этих направлений в становлении и развитии социальных, гуманитарных наук.
  • Знает основные категории и понятия, этапы становления философии науки.
  • Оценивает вклад мыслителей континентальной школы в развитие философии и их влияние на развитие современного общества.
  • Знает основные направления, представляющие континентальную философию и ее отличие от аналитической традиции.
  • Ориентируется в современных научных проблемах, критически оценивает основания, границы применимости и критерии истинности науки.
  • Знает основные категории и понятия, этапы становления философии искусства и философии религии.
  • Свободно рассуждает, используя аргументацию и философские концепции, направления и идеи отдельных философов по темам: ИИ и сознание, биоэтика, НБИКС-технологии, транс- и постгуманизм и пр.
  • Умеет вести обсуждение на философские темы, отстаивает свою позицию с использованием доказательств и аргументации.
  • Понимает практические аспекты, которые решает этика в современном обществе, аргументирует свою позицию, ссылается в аргументации на философские направления и идеи отдельных философов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 20 век: Основные направления
  • Этика. Философия сознания
  • Политическая философия. Философия искусственного интеллект
  • Философия языка. Философия истории.
  • Философия науки. Континентальная философия.
  • Философия искусства. Философия религии.
  • Семинар 1. Перспективы развития человеческого общества
  • Семинар 2. Современные этические проблемы научной, инженерной и инновационной деятельности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе объемом 1,5-3 тыс. слов на выбор: осмысление одной из тем онлайн курса или общее впечатление и мысли о пользе данного курса.
  • неблокирующий Семинар №1
    Оценивается умение студентов свободно рассуждать, используя аргументацию и философские концепции, направления и идеи отдельных философов по темам: ИИ и сознание, биоэтика, НБИКС-технологии, транс- и постгуманизм и пр.
  • неблокирующий Семинар №2
    Проверяется способность студента вести аргументированный диспут по теме доклада.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.3 * Семинар №1 + 0.4 * Семинар №2 + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
  • Любомиров, Д. Е. История и философия науки : учебное пособие / Д. Е. Любомиров, С. О. Петров, О. В. Сапенок. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2008. — 76 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/45481 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Светлов, В. А. История научного метода : учебное пособие / В. А. Светлов. — Москва : Академический Проект, 2020. — 700 с. — ISBN 978-5-8291-3325-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132968 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Философия науки. Общий курс : учеб. пособие, Лебедев, С. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 412 с. — ISBN 978-5-8291-3343-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132974 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Канке, В. А., Философия математики, физики, химии, биологии. : учебное пособие / В. А. Канке. — Москва : КноРус, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-406-00543-9-F-2013. — URL: https://book.ru/book/900468 (дата обращения: 24.08.2023). — Текст : электронный.
  • Касавин, И. (2005). Наука и иные типы знания: позиция эпистемолога. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.683F329F
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Шпенглер, О. Закат Европы : сборник научных трудов / О. Шпенглер , перевод с немецкого И. И. Маханькова. — Москва : Академический Проект, 2022 — Том 1 — 2022. — 655 с. — ISBN 978-5-8291-3883-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/324662 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шпенглер, О. Закат Европы : сборник научных трудов / О. Шпенглер , перевод с немецкого И. И. Маханькова. — Москва : Академический Проект, 2022 — Том 2 — 2022. — 543 с. — ISBN 978-5-8291-3882-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/324665 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.