• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психология

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 30
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в современную психологию для студента, обучающегося на программе "Журналистика". Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех столпов современной психологии: когнитивной науки, дифференциальной психологии (личности) и социальной психологии. Обсуждаются примеры современных исследований. Лекционные занятия проводятся в дистанционном формате. Курс предполагает проведение семинарских занятий и выполнение самостоятельной работы. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении майноров по психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии
  • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности
  • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы и факты исследований в социальной психологии
  • Знает основные принципы и факты исследования индивидуальных различий
  • Знает основные принципы и факты исследования личности
  • Знает основные принципы и факты исследования мотивации и потребностей
  • Знает основные принципы и факты исследования мышления и речи
  • Знает основные принципы и факты исследования психического развития
  • Знает основные принципы и факты исследования эмоций
  • Знает основные этапы развития современной психологии
  • Знает основные принципы и факты изучения ощущения и восприятия
  • Знает основные принципы и факты исследования научения
  • Знает классификацию методов исследования в психологии
  • Знает основные феномены и закономерности функционирования памяти и внимания
  • Определяет основные признаки научного подхода в психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
  • Ощущение и восприятие
  • Внимание и память
  • Мышление и речь
  • Формирование навыков: научение
  • Эмоциональные состояния
  • Потребности и мотивы
  • Личность: подходы к изучению
  • Индивидуальные различия
  • Развитие человека
  • Человек в социальной группе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Содержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: - анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; - защита плана исследования, основанного на анализе существующей литературы и постановке проблемы, в котором должно быть продемонстрировано общее представление о современных исследованиях в выбранной области и знание основ научного метода и специфики эмпирических исследований в социальных науках на материале содержания курса; - защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; - написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса; Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания.
  • неблокирующий Активность на занятиях
    Преподаватель вправе дать дополнительные задания для работы на семинарских занятиях, оценка по которым будет учитываться в итоговом балле за активность на занятиях. В этом случае преподаватель доводит до сведения студентов требования и критерии оценки к таким заданиям на первом семинарском занятии.
  • неблокирующий дополнительные задания
    В течение курса преподаватели вправе предложить дополнительные задания. По желанию студента и по согласованию с преподавателем высокая активность и прилежность выполнения таких заданий может быть засчитана как дополнительный балл, который может быть добавлен к итоговой оценке. В этом случае важно, чтобы возможность выполнить такое задание была равной для всех обучающихся. Выполнение всех дополнительных заданий не может привести к повышению итоговой оценки за курс до ее округления более, чем на 0,5 балла.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тестирование организуется в системе смартЛМС оффлайн в компьютерных классах. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно. Рекомендуется включать закрытые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов, а также вопросы на сопоставление. Если работа состоит только из закрытых вопросов с одним вариантом ответа, то таких вопросов не может быть меньше 20. Если контрольная работа предполагает открытые вопросы со свободным ответом, то учащимся должны быть представлены четкие критерии оценки правильности таких вопросов в баллах. Максимально возможный балл за контрольную работу не может быть меньше 20. Формат контрольной работы и время ее проведения в течение курса преподаватели сообщают студентам не менее, чем за 2 недели до ее проведения.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Тест проводится в формате очного присутствия в компьютерных аудиториях с использованием системы смартЛМС. Тест состоит из не менее чем 20 вопросов, организованных в несколько вариантов. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест может включать в себя как закрытые вопросы, так и вопросы на сопоставление и выстраивание порядка, а также открытые вопросы, предполагающие краткие ответы. Критерием оценки является соответствие ответа ключу. В случае закрытых вопросов правильным является один ответ их 4-х вариантов в каждом пункте. Для других вариантов вопросов правила оценки правильности ответа определяются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за две недели до проведения теста. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается, в рабочую ведомость выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
  • Общая психология. Т.3: Память, , 2006
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психология. Т.1: Введение в психологию, , 2007
  • Общая психология. Т.1: Введение, , 2001
  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
  • Психология мотивации и эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2002