• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология системного мышления

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса является расширение общегуманитарного кругозора, обеспечивающего развитие способностей к анализу разнородных явлений. Так как базовым умением профессионала любой сферы является способность к формированию непротиворечивых описаний объектов и явлений, с которыми он работает, навык создания и использования подобных описаний и развитых на их основе концептуальных представлений является критическим, особо востребованным. В условиях роста потоков информации и сосуществования противоречивых данных специалисту необходимо не только уметь работать с неконгруэнтными сведениями, но и находить пустоты, не заполненные данными, области, отсутствие информации в которых не позволяет сформировать целостную картину того или иного явления. Именно обнаружение таких пустот и понимание принципов их заполнения позволяет специалисту становиться экспертом в своей профессиональной области. Это важно и в сфере гуманитарного знания, и в точных и в естественных науках, и в управленческой практике, и в обычной жизни. Прежде, чем осваивать приемы риторики и техники аргументации, специалист должен быть вооружен системой четких, целостных и внутренне непротиворечивых представлений о тех явлениях, интерпретацию которых он намерен отстаивать. В рамках дисциплины предполагается освоение когнитивных методов работы с объектами любой природы, практикум технологий системного мышления в применении к решению теоретических, прикладных и практических задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Развитие навыков формирования системных представлений о явлениях естественной, социальной и искусственной природы, умений анализировать и прогнозировать их развитие, техник и приемов построения системных описаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий формирования знания, моделей формулирования знания
  • Понимание актуальных и перспективных задач сбора, анализа, и переформулирования информации, получаемой из разных источников
  • Понимание основных трендов развития знания как систематизированных концептуальных представлений
  • Умение анализировать явления любой природы с целью формирования системной картины явления, доступной к использованию в профессиональной коммуникации
  • Умение прогнозировать развитие анализируемых явлений и формировать альтернативные сценарии такого развития
  • Умение формулировать гипотезы о свойствах и характеристиках недостающей информации, умение ставить задачи по ее выявлению
  • Умение ясно доносить свою позицию, аргументированно отставить собственную точку зрения и противостоять воздействию несистематизированной аргументации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Системный подход и концептуальное знание
  • Системные описания явлений
  • Критерии построения системных описаний
  • Избыточность и дефицитность знания
  • Системные описания на службе практики
  • Системный подход в научном исследовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Студенты на занятиях обсуждают кейсы, предложенные преподавателем. Участие в обсуждениях оценивается в баллах, баллы за все занятия суммируются, максимально возможная сумма составляет 10 баллов
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент выполняет задание по решению задачи / разбору теста / формулировке подхода на тему прошедшего семинара
  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа
    Используя принципы формирования системных описаний провести моделирование знаний по теме собственного исследования (курсовой, ВКР, статьи)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Самостоятельная письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карпов, А. В.  Психология принятия решений в профессиональной деятельности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10035-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430909 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Карпов, А. В.  Психология принятия решений в профессиональной деятельности : учебное пособие для вузов / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10035-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453131 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кашапов, М. М.  Формирование профессионального творческого мышления : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов, А. С. Кашапов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13290-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457407 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Спиридонов, В. Ф.  Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450244 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arnold, R. D., & Wade, J. P. (2015). A Definition of Systems Thinking: A Systems Approach. https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.03.050