• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология инновационного мышления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Кузьмина Елизавета Владимировна, Яголковский Сергей Ростиславович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психология инновационного мышления» предусматривает как изучение основных теорий продуктивной мыслительной деятельности человека на разных этапах жизненного цикла инноваций, так и отработку на практике наиболее эффективных методов диагностики и развития инновационного мышления. Такой вид мышления обеспечивает не только появление новых идей, но и их анализ, доработку и практическую реализацию. Ознакомление слушателей с особенностями инновационного мышления может способствовать существенному росту продуктивности в их работе с творческими продуктами как в индивидуальном, так и в групповом формате. Курс предполагает сочетание лекций и практических занятий. Таким образом, у слушателей будет возможность не только ознакомиться с моделями творческого мышления и инновационных процессов, но и отработать на практике полученные теоретические знания. В рамках прохождения курса предполагается рассмотрение различных видов инновационного мышления, соотнесение понятий «креативность» и «инновационность», а также анализ различных видов индивидуальной, групповой и организационной инновационности. Изучение и отработка на практике конкретных методов диагностики и стимуляции креативности и инновационного мышления позволит слушателям обогатить свой опыт продуцирования новых идей и дальнейшей работы с ними.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с феноменом инновационного мышления, а также изучение и отработка на практике конкретных методов диагностики и стимуляции инновационного мышления позволит слушателям повысить уровень своего профессионализма в работе с новыми оригинальными идеями в направлении их скорейшего и более эффективного внедрения. Они получат опыт участия в групповой инновационной деятельности, а также организации и поддержки группового инновационного процесса. Кроме этого, у слушателей будет дополнительная возможность развить свои навыки в постановке и решении творческих задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает сущность инновационного мышления
  • может выделить психофизиологические и когнитивные факторы инновационного мышления
  • Понимает роль креативности в инновационном процессе
  • Понимает сущность инновационности
  • Выделяет различные виды инновационности и может их охарактеризовать
  • Имеет представление о прикладных сферах личностной инновационности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определения и сущность инновационного мышления
  • Психологические факторы инновационного процесса
  • Креативность как фактор успешности инновационного процесса
  • Инновационность как фактор успешности инновационного процесса
  • Прикладные исследования инновационности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Оценивается активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Everett M. Rogers. (2010). Diffusion of Innovations, 4th Edition. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1976305
  • Психология инноваций : подходы, модели, процессы, Яголковский, С. Р., 2011
  • Психология креативности : учеб. пособие, Любарт, Т., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cultural expression, creativity and innovation / ed. by Helmut Anheier . (2010). Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.310484367
  • Mueller, S. L., & Thomas, A. S. (2001). Culture and entrepreneurial potential: A nine country study of locus of control and innovativeness. Journal of Business Venturing, (1), 51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.jbvent.v16y2001i1p51.75
  • Sawyer, R. K. (2012). Explaining Creativity : The Science of Human Innovation (Vol. 2nd ed). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=433909
  • Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие для вузов, Барыкин, А. Н., 2009
  • Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Шумпетер, Й., 2007