Бакалавриат
2024/2025





Базовый курс арабского языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
18
Программа дисциплины
Аннотация
Программа УД направлена на развитие продуктивных (говорение/письмо) и рецептивных (чтение/ слушание) компетенций в области арабского литературного языка. Дополнительно к формированию указанных компетенций в задачи курса входит обучение навыкам перевода с арабского на русский и с русского на арабский языки в объеме лексико-тематического минимума базового учебника, а также формирование у обучаемых лингвострановедческой компетенции. Дисциплина рассчитана на изучение арабского языка «с нуля» студентами иноязычной компетенции. Дисциплина рассчитана на 2 учебных года. Продолжением дисциплины является дисциплина «Продвинутый курс арабского языка».
Программа предусматривает возможность проведения во время практических занятий занятия, посвященного тематике стажировок в стране изучаемого восточного языка и другой страноведческой тематике (например, отчеты студентов о стажировке). Такие занятия рассматриваются как лингвострановедческий компонент программы и могут проводиться одновременно для всех студентов, изучающих дисциплину. Общая продолжительность таких занятий может составлять не более 2 ак. часов в течение модуля.
Правило оценивания студентов, участвующих в краткосрочной академической мобильности:
оценки/оценка, полученные во время краткосрочной стажировки (краткосрочной студенческой мобильности) в стране изучаемого языка по восточному языку, приравниваются к 0, 5 выделенной накопленной оценки, полученной студентами ОП Востоковедение, изучающими соответствующую дисциплину по восточному языку в тот же учебный период. Выделенная накопленная равна сумме оценок, полученных за все виды контроля, состоявшиеся в период краткосрочной мобильности. По окончании периода краткосрочной стажировки студент должен выполнить одно задание текущего контроля, соответствующее изученному за время его отсутствия материалу. Задание составляет преподаватель, ответственный за дисциплину. Оценка за выполненное задание составляет 0, 5 выделенной накопленной оценки. Краткосрочной стажировкой считается стажировка продолжительностью до 3-х месяцев.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Базовый курс арабского языка» (1 год обучения) являются овладение знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка, к которым относятся: знание базовой грамматики ЛАЯ; навыки чтения оригинальных арабских текстов по культурной, страноведческой, социально-экономической и бытовой тематике, а также художественных текстов уровня начального этапа арабской школы; умение говорить по-арабски на указанные темы и письменно фиксировать арабскую речь.
- Целями освоения дисциплины «Базовый курс арабского языка» (2 год обучения) являются углубление знаний и развитие компетенций в области арабского литературного языка, к которым относятся: знание базовой грамматики ЛАЯ; навыки чтения оригинальных арабских текстов по культурной, страноведческой, социально-экономической и бытовой тематике, а также художественных текстов уровня начального этапа арабской школы; умение говорить по-арабски на указанные темы и письменно фиксировать арабскую речь.
Планируемые результаты обучения
- Владеет графикой, фонетикой, базовой грамматикой и лексикой арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
- Владеет общими сведениями об арабском литературном языке (АЛЯ). Различает атрибутивную и предикативную конструкции.
- Воспроизводит тексты и диалоги в рамках тем "Средства транспорта" и "Восточный дом". применяет конструкции со "сложными прилагательными".
- Демонстрирует навыки чтения несложных оригинальных арабских текстов по изученной тематике. Демонстрирует навыки перевода арабских текстов в рамках изучающего чтения.
- Демонстрирует развитие навыков речевого использования основных языковых форм на базе частного лексического материала
- Демонстрирует умение говорить по-арабски на изученную тему с использованием освоенного набора лексических средств и умение письменно фиксировать арабскую речь.
- Демонстрирует умение употреблять именные конструкции. Рассказывает текст на тему "Письмо в праздник".
- Демонстрирует умение читать и понимать со словарем несложный текст в ознакомительном чтении
- Переводит с арабского языка на русский тексты официального стиля.
- Применяет знание правил образования форм мужского и женского рода имен, форм единственного. двойственного и множественного числа имен.
- Применяет знания правил графики, фонетики, базовой грамматики и лексики арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
- Применяет правила словоизменения и словообразования.
- Применяет предложные конструкции. Различает категории единичности и собирательности.
- Различает "солнечные" и "лунные" согласные, знает особенности фонетической реализации определенного артикля.
- Различает парадигмы форм глагола прошедшего и глагола подобного. Воспроизводит диалоги на тему "Путешествия".
- Различает полные и паузальные формы слов, орфоэпию чтения и орфоэпию разговора.
- Распознает признаки состояния имени (определенное - неопределенное - сопряженное)
- Составляет диалог на заданную тему.
- Употребляет конструкции с порядковыми и количественными . числительными.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Общие сведения о литературном арабском языке и арабской письменности. Грамматика. Предикативная конструкция. Вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексика
- Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексика
- Грамматика: орфоэпические нормы литературного арабского языка. Атрибутивная конструкция Фонетика, графика, лексика
- Грамматика: третья словоизменительная форма имени в предложной конструкции. Форма множественного числа имен. Имя вида и единичности. Лексика
- Грамматика: женский род именных слов. Фонетика, графика, лексика.
- Грамматика: определенный артикль. Первая и вторая словоизменительные формы имени. Фонетика: [f], протетический согласный [ء] Ассимиляция [l] артикля ال Графика харфов ء أ، ف Определенный артикль ألْ. Схема El + En → PC и ее реализации. Атрибутивная конструкция El + El → AC
- Фонетика: [h] Графика харфов ة ،ح Вторая словоизменительная форма имен в сочетании с كَمْ (كَمْ حَرْفًا) в наречных словоформах типа جِدًّا и в конструкциях типа إنَّ التِّلمِيذَ مُجْتَهِدٌ Лексика: سَاحَةٌ، لَوْحٌ، حَرْفٌ، كَلِمَةٌ، إنَّ، كَمْ؟، وَاحِدٌ، جِدًّا
- Грамматика: двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных. Вопросительные предложения, вторая словоизменительная форма имени. Предикативная конструкция. Форма двойственного числа имен. Фонетика, графика, лексика
- Сравнительная степень прилагательных. Различает формы "ломаного" и "правильного" множественного числа. мужского и женского рода "разумных" и "неразумных". Применяет умение образовать генитивную конструкцию и сравнительные формы имен, прилагательных.
- Различает образование двух основных форм глагола и правильно их образовывает. Распознает "самодостаточные" и "несамодостаточные" глаголы. Применяет масдары, частицы и порядковые числительные.
- Грамматика: вторая словоизменительная форма "глагола подобного". Сложные прилагательные. Написание и чтение телефонных номеров. Лексика. Тема «Восточный дом»
- Грамматика: парадигма форм глагола прошедшего. Парадигма форм глагола подобного. Диакритические знаки. Предложение именное и предложение глагольное. Лексика. Тема «Путешествия (средства транспорта)».
- Словообразовательные модели имени и глагола. Тема «Поездка в Дамаск» . Именное словоизменение. Правила литературного арабского языка 1-6.
- Категория рода. Тексты и диалоги по теме «Путешествия (средства транспорта)» . Правила литературного арабского языка 7-24.
- Обсуждение текста для домашнего чтения.
- Единственное, двойственное и множественное число. Тема "Стенгазета". Правила литературного арабского языка 25-35.
- Определенность и неопределенность. Тема "Каир - столица АРЕ". Правила литературного арабского языка 36-41.
- Именные синтаксические конструкции. Текст "Письмо в праздник". Правила литературного арабского языка 42-49.
- Числительные. Текст "Хорошая деревня". Правила литературного арабского языка 50-71.
- Глагол. Текст "Свобода" М. аль-Манфалути. Правила литературного арабского языка 72-83.
- Словообразование. Текст "Положение о власти". Правила литературного арабского языка 83-103.
- Базовый учебник, уроки 10-16
- 1-9 урок учебника Яковенко
- 11 - 14 уроки учебника Яковенко
- Разговорная практика арабского языка
Элементы контроля
- Чтение и пересказ текстаУстный опрос
- Пересказ диалога
- Письменная проверочная работа и словарный диктант
- Письменные заданияВыполнение письменных упражнений из базового учебника и дополнительных пособий.
- Устные заданияЧтение и пересказ текста; выполнение заданий на аудирование; поддержание диалога с преподавателем на заданную тему.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модульУстные виды текущего контроля 0,3+письменные виды текущего контроля 0,3+письменная итоговая работа 0,2+Устный экзамен 0,2
- 2023/2024 учебный год 4 модульУстные виды текущего контроля 0,3+письменные виды текущего контроля 0,3+письменная итоговая работа 0,2+Устный экзамен 0,2
- 2024/2025 учебный год 2 модульСоотношение оценок за отдельные аспекты дисциплины в составе накопленной оценки: (базовый учебник)*0,5 + (общественно-политический перевод)*0,3 + (разговорная практика)*0,2. Накопленная оценка внутри аспекта "базовый учебник" рассчитывается по следующей формуле: 0,3*(УЗ)+0,2*(ПЗ)+0,5*(ПР), где УЗ - устные задания, ПЗ - письменные (домашние) задания и ПР - проверочные работы. Накопленная оценка внутри аспекта "общественно-политический перевод" рассчитывается как среднее арифметическое оценок за письменные и устные задания, соответственно (0,5 и 0,5), внутри аспекта "разговорная практика" оцениваются только устные задания. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: (общая оценка за три аспекта дисциплины)*0,6 + (письменная итоговая работа)*0,2 + (устный экзамен)*0,2.
- 2024/2025 учебный год 4 модульСоотношение оценок за отдельные аспекты дисциплины в составе накопленной оценки: (базовый учебник)*0,5 + (общественно-политический перевод)*0,3 + (разговорная практика)*0,2. Накопленная оценка внутри аспекта "базовый учебник" рассчитывается по следующей формуле: 0,3*(УЗ)+0,2*(ПЗ)+0,5*(ПР), где УЗ - устные задания, ПЗ - письменные (домашние) задания и ПР - проверочные работы. Накопленная оценка внутри аспекта "общественно-политический перевод" рассчитывается как среднее арифметическое оценок за письменные и устные задания, соответственно (0,5 и 0,5), внутри аспекта "разговорная практика" оцениваются только устные задания. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: (общая оценка за три аспекта дисциплины)*0,6 + (письменная итоговая работа)*0,2 + (устный экзамен)*0,2.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арабский язык : общественно - политический перевод: учебник, Пантюхин, Н. Я., 2017
- Ковыршина, Н. (2007). Арабский язык и некоторые аспекты межкультурной коммуникации. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Вопросы Образования: Языки и Специальность, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14205918
- Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 2: Уроки 10-18, Лебедев, В. В., 2017
- Учебник арабского языка для продолжающих. Кн.2: ., Яковенко, Э. В., 2010
- Читаем арабские тексты. Основной этап. Ч. 1: Уроки 1-9, Лебедев, В. В., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Акаш, Б. (2011). Анализ Перевода Политического Интервью С Русского Языка На Арабский. Актуальные Проблемы Гуманитарных и Естественных Наук, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15141781
- Степанов, Р. В. Арабский язык: начальный курс : учебное пособие / Р. В. Степанов, В. А. Кузьмин. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 64 с. — ISBN 978-5-9765-3885-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119088 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тюрева, Л. С. Арабский язык: породы глаголов : учебное пособие для вузов / Л. С. Тюрева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10016-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429134 (дата обращения: 28.08.2023).