Магистратура
2024/2025
Анализ медиарынков
Статус:
Курс обязательный (Медиаменеджмент)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Шариков Александр Вячеславович
Прогр. обучения:
Медиаменеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Студентам дается обзор современных подходов к анализу рынков, среди которых: микроэкономический, маркетинговый, отраслевой и экономико-социологический. Затем эти подходы проецируются на медиасферу, что приводит к пониманию разнообразных уровней анализа медиарынков. Дисциплина основывается на сочетании изучения различных теорий рынка с практической аналитикой. Студентам предлагается в процессе изучения дисциплины реализовать небольшой исследовательский проект по анализу того или иного сегмента медиарынка, выявить ключевые тенденции его развития, текущее состояние и перспективы дальнейшего развития. Для реализации исследовательского проекта студентам предлагается на выбор несколько тем по анализу медиарынков. На основе выбора тем формируются проектные группы. В процессе выполнения проекта студенты изучают те или иные теоретические работы, позволяющие решить конкретные задачи. На семинарах происходит обсуждение методологии и конкретных организационных действий по реализации проектов. В конце проходит защита проектов.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить с основными теоретическими подходами в изучении медиарынков
- Освоить методы исследования медиарынков
- Развить умение вести грамотный анализ медиарынков в рамках одного из рассматриваемых подходов либо в комбинированном виде
Планируемые результаты обучения
- Называет общие положения современной теории рынков;
- Объясняет базовые понятия и теоретические концепции, описывающие медиарынки, среди которых: микроэкономический, маркетинговый, отраслевой и экономико-социологический подходы;
- Перечисляет наиболее распространенные методы изучения медиарынков;
- Называет стандартные параметры, используемые для описания медиарынков;
- Анализирует статистические данные для анализа различных медиарынков;
- Самостоятельно проводит исследование конкретного медиарынка;
- Оформляет отчёт об исследовании медиарынка по российским ГОСТам.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие рынка и медиарынка. Структурные элементы рынка и медиарынка. Типология рынков и медиарынков.
- Развитие научных представлений о рынках и медиарынках: краткий исторический экскурс.
- Понятие «рынок» в микроэкономике и основные категории его описания. Примеры применения микроэкономических категорий при изучении медиарынков.
- Маркетинговый подход к изучению рынков и медиарынков.
- Отраслевой подход к изучению рынков и медиарынков: базовые понятия.
- Отраслевой подход к изучению рынков: структура отрасли и отраслевого рынка. Основная парадигма теории отраслевых рынков.
- Анализ концентрации фирм на отраслевых рынках: методический инструментарий.
- Динамика рынков.
Элементы контроля
- Отчёт об исследовании медиарынка
- Активность на семинарахПредполагается, что студент присутствует на занятиях – посещаемость неявно входит в эту оценку.
- Контрольная работа
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Отчёт об исследовании медиарынка + 0.3 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин ; под общей редакцией С. В. Карповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05522-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514743 (дата обращения: 27.08.2024).
- Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мкртчян, Г. М., Теория отраслевых рынков : учебное пособие / Г. М. Мкртчян, А. Т. Юсупова, ; под ред. Г. М. Мкртчяна. — Москва : КноРус, 2022. — 266 с. — ISBN 978-5-406-09300-9. — URL: https://book.ru/book/942840 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Радаев, В. (2005). Социология Рынков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.288A5762