• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Изобразительные источники и их информационный потенциал

Статус: Курс обязательный (Античная и восточная археология)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Античная и восточная археология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Почему в разные эпохи в различных культурах предметы и явления окружающего мира изображались различным образом? Какая информация имплицитно содержится в древних изображениях? Предмет дисциплины – «изобразительные тексты», формы кодификации в них культурно-исторической информации и методы их анализа. В рамках дисциплины будут разбираться основные категории изображений (скульптура, живопись, предметы торевтики и ювелирного искусства) в различных изобразительных традициях – античное искусство, звериный стиль кочевых народов Евразии, памятники искусства культура Латенского круга («кельтское искусство»). Цель курса – сформировать у студентов навыки исследовательской работы с изобразительными источниками, умение выявлять признаки, связанные с художественной производительной традицией, применять эти знания при работе с археологическим материалом. Дисциплина наиболее тесно связана с курсами по Классической археологии, Археологии евразийских степей, Черноморского региона, а также Археологии Западной и Центральной Европы севернее Альп.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Способность находить, оценивать и использовать информацию из археологических источников
  • освоение навыков анализа археологических источников с изображениями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание категориального аппарата семиотики; принципов выделения «значимых» и «незначимых» признаков изображения; информационного потенциала изобразительных текстов и выполняемых с ними аналитических процедур
  • Знание культурно-исторического контекста находок изобразительных источников, основных сюжетов и мотивов. Умение выделить признаки формы и содержания, определить «значимые» и «незначимые» признаки.
  • Знание культурно-исторического контекста находок изобразительных источников, основных сюжетов и мотивов. Умение выделить признаки формы и содержания, определить «значимые» и «незначимые» признаки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Изображение как текст. Теоретические основы изучения изобразительных текстов.
    Изучая различные изобразительные системы, мы будем ставить следующие вопросы для последующего сравнения: - Какие использованы носители изображений (например, керамические сосуды, элементы костюма и др.)? - Какие материалы, какие техники использовались при изготовлении изображения? - Что конкретно изображалось, какие использовались изобразительные мотивы, как широк был изобразительный репертуар, наблюдаются ли элементы изобразительного искусства других обществ? Существовали ли кроме одиночных изображений также изобразительные сцены? - Насколько явно выражено внутреннее содержание изображений, можно ли их раскодировать? В каком контексте носители этих изображений использовались и в какой взаимосвязи они были переданы.
  • Тема 2. Изображения в древних культурах Месопотамии.
  • Тема 3. Изображения в искусстве ахеменидского Ирана.
  • Тема 4. Изображения в искусстве до-классической Греции.
  • Тема 5. Искусство звериного стиля кочевников Евразии.
  • Тема 6. Изобразительные источники Европейской Скифии в VII–III вв. до н.э.
  • Тема 7. Изобразительные источники Восточной Европы в III–I вв. до н.э. (клады Дакии и Сарматии)
  • Тема 8. Изобразительные источники Поволжья и Кубани в III в. до н.э.–III в.н.э.
  • Тема 9. Изобразительные источники Крыма в III в. до н.э.–III в.н.э.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    В ходе теста проводится анализ изображения
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в виде теста по пройденному материалу.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад на заранее заданную тему, длительность 15 мин.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой ответы на два вопроса из списка
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.05 * Тест + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cultural Heritage and Archaeological Investigations in East Thrace. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EC0BD8BA
  • Fleming, S. M. (2006). Forgotten Empire: The World of Ancient Persia. Library Journal, 131(3), 131. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=19730626
  • Gale, C. L. (2016). A Study Guide for E. H. Gombrich’s “Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation.” [N.p.]: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1365960
  • Медовичев, А. (2004). 2004.02.002. Андреев Ю.В. От Евразии К Европе: Крит И Эгейский Мир В Эпоху Бронзы И Раннего Железа (Iii - Начало I Тыс. До Н.Э.). - Спб., 2002. - 862 С. - Библиогр.: С. 801-820. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15243866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Delvoye Charles. (1960). Gisela M. A. Richter, A Handbook of Greek Art. L’antiquité Classique, (1), 262. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.1960.num.29.1.3687.t1.0262.0000.2
  • James, V. (2005). Forgotten Empire: The World of Ancient Persia. Geographical (Campion Interactive Publishing), 77(10), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=18377258
  • René Dussaud. (1930). M. Rostovtzeff. — The Animal Style in South Russia and China (Princeton Monographs in Art and Archaeology, XIV) et du même auteur : M. Rostovtzeff. — Skythikal. Le Centre de l’Asie, la Russie, la Chine et le style animal. Syria, (2), 192. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.syria.0039.7946.1930.num.11.2.3474
  • ЩЕМЕЛЕВ АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Феномен Фракийского Всадника: проблемы историографии. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (7–1 (57)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16495577