• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Теория и практика русского литературного языка

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теории языка, основных особенностях его функционирования и эволюции, систематизирует знания об основных фонетических, лексических, семантических, словообразовательных нормах и средствах русского литературного языка, тренирует умения и формирует навыки составления грамотного и связного текста или устного выступления, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере медиакоммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать основы теории языка, основные особенности его функционирования и эволюции
  • знать статус и особенности литературной нормы и региональных, социальных и индивидуальных вариантов русского языка
  • знать основные фонетические, лексические, семантические, словообразовательные нормы и средства русского литературного языка
  • знать понятия, связанные с указанными аспектами лингвистического знания
  • уметь профессионально пользоваться словарями, корпусами текстов и электронными ресурсами, посвященными русскому языку
  • уметь выявлять явно и неявно выраженные смыслы, критично относиться к устным и письменным текстам
  • уметь составлять грамотный и связный текст или устное выступление
  • владеть лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка, навыками редактирования текста с использованием справочных электронных ресурсов и лингвистических корпусов
  • владеть базовыми навыками анализа основных особенностей лексики и грамматики, определения стандартных и нестандартных вариантов, оценки их допустимости для того или иного письменного или устного регистра русского языка
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует воздействие текста и языковую игру
  • знает основные понятия, связанные с лексической семантикой и стилистикой
  • знает основные понятия, связанные с литературной нормой и вариантами языка
  • знает основы теории языка
  • использует понятия, связанные с функционированием языка и его вариантов
  • понимает и интерпретирует чужие устные и письменные тексты
  • Имеет адекватные научные представления об истории и развитии русского языка, о роли церковно-славянского языка в становлении русского литературного языка.
  • Умеет различать исконную и заимствованную лексику, объясняет причины сходства слов в родственных языках, имеет понятие о роли заимствований в языке и государственной политике в области сохранения и развития национального языка
  • Различает пассивную и активную лексику, умеет оценивать статус слова с точки зрения его устаревания и новизны, степени освоенности в литературном языке. Различает типы устаревших слов и типы новых слов. Правильно использует устаревшую и новую лексику в собственных текстах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русский литературный язык, пласты и варианты языка
  • Лексика. Стилистика. Лексическое значение. Многозначность.
  • Лексика. Стилистика. Стили речи. Фразеология
  • Лексика. Стилистика. Историческое развитие русского языка. Заимствования. Устаревшие и новые слова
  • Русское словообразование и типы новых слов
  • Как мы пользуемся языком. Коммуникация и дискурс.
  • Речевое воздействие и его средства
  • Способы речевого воздействия
  • Устная и письменная речь
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое письменное задание
    Итоговое задание включает несколько этапов работы: 1) расшифровку видео- или аудиофрагмента; 2) лексико-стилистический письменный анализ фрагмента; 3) анализ фрагмента с точки зрения лингвистической прагматики (речевого воздействия); 4) редакторский анализ и формирование предложений по доработке фрагмента для публикации; 5) редактирование или рерайт фрагмента.
  • неблокирующий Итоговый экзаменационный доклад
    Доклад с презентацией студент представляет на экзамене. Доклад может быть составлен на основе итогового письменного задания, в докладе студент должен показать и аргументировать основные положения своего лексико-стилистического анализа, анализа прагматики текста и принципы доработки фрагмента. Доклад может быть сделан на другую тему, предварительно согласованную с преподавателем (доклад по материалам исследования, проведенного за время курса; доклад о том или ином языковом/речевом явлении на основе рекомендованной литературы)
  • неблокирующий Активность
    Работа на семинарах, сообщения на семинарах, выполнение текущих домашних заданий
  • неблокирующий Тест по теории
    Тест проводится в онлайн-форме, на базе гугл-формы. Тест включает ряд заданий, охватывающих все темы лекционного курса. Студент выполняет задания с выбором ответа, с нахождением соответствия, задания со свободным ответом.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Активность + 0.3 * Итоговое письменное задание + 0.3 * Итоговый экзаменационный доклад + 0.2 * Тест по теории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • . 4: Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т, Даль, В.И., 1999
  • Басовская, Е. Н.  Стилистика и литературное редактирование : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Н. Басовская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06922-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441149 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лекант, П. А.  Русский язык : справочник для вузов / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10506-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452515 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Лукоянова, Ю. К. История слов с корневым год- в русском языке : монография / Ю. К. Лукоянова. — Казань : КФУ, 2018. — 210 с. — ISBN 978-5-00019-992-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130538 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Новый словарь иностранных слов : наиболее употреб. иностр. слова, вошедшие в рус. яз. в XVIII - XX и начале XXI в., Крысин, Л. П., 2007
  • Практикум по современному русскому языку : лексика. Фразеология: учеб. пособие для вузов, Суздальцева, В. Н., 2010
  • Современный русский язык : учебник для бакалавров, Лекант, П. А., 2013
  • Фразеологический словарь русского языка : свыше 10000 фразеологизмов, , 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голуб, И. Б.  Стилистика русского языка : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07472-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433368 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Кувшинская Юлия Михайловна
  • Ахапкина Яна Эмильевна