Магистратура
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Белорусец Арсений Сергеевич,
Колпачников Вениамин Валентинович,
Торопова Алла Владимировна
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общая психология», «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Основные направления современной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Теория и практика группового психотерапевтического взаимодействия».
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход: теория и практики» являются: - ознакомить студентов с методологией современных исследовательских разработок в гуманистической психологии; - развить у студентов способности ведения научных исследований в области теории и практики человекоцентрированного подхода; - предоставить студентам возможность устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями и практическими технологиями на данном этапе развития человекоцентрированного подхода; - способствовать пониманию студентами роли человекоцентрированного подхода как области комплексного и интегрального изучения личности; - проводить групповые дискуссии с участием ведущих ученых, развивающих новые идеи и направления теоретической психологии личности; - проводить мастер-классы психологов-практиков, работающих в области клиентоцентрированного консультирования и клиентоцентрированной психотерапии; - обсуждать методологическую составляющую диссертационных работ аспирантов кафедры психологии личности; - осуществлять презентацию планов и проектов магистерских диссертаций студентов; - проводить экспертизу теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов в форме проведения предзащит курсовых работ и магистерских диссертаций студентов. - знакомить студентов с методами и результатами психологических исследований в рамках человекоцентрированного подхода; - развивать у студентов компетенции, связанные с планированием и осуществлением научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования и психотерапии; - развивать у студентов компетенции, связанные с участием в научных дискуссиях; - осуществлять научную и методическую помощь студентам в подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения
- Подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
- Понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
- Готов к всесторонней презентации и критическому обсуждению проекта собственного диссертационного исследования.
- Знает основные контр-аргументы и дискуссионные моменты применительно к человекоцентрированному подходу. Способен к содержательной контр-аргументации в дискуссиях с оппонентами человекоцентрированного подхода
- Знает основные элементы и принципы профессиональной позиции психотерапевта и основные личные установки психотерапевта в коммуникации с клиентом. Демонстрирует эти знания в практике межличностной коммуникации
- Знает специфику и конкретные примеры человекоцентрированных эмпирических исследований в различных прикладных областях (психотерапия, образование, политика)
- Подготовлен развернутый план магистерского исследования
- Понимает и определяет область своих исследовательских интересов. Проблематизирует и формулирует тему своего исследования.
- Понимает и определяет основные особенности и границы феноменологического метода. Различает варианты феноменологической работы. Знаем особенности феноменологического метода в рамках человекоцентрированного подхода. Знает основные принципы методологии исследований.
- Презентирует программу собственного исследования и активно участвует в обсуждении исследований своих коллег
- Презентирует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
- Сделана презентация эмпирической части исследования и проведено ее обсуждение, предложены варианты возможных интерпретаций полученных результатов
- Успешная предзащита магистерского исследования
- Успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Подготовка развернутого плана магистерской диссертации
- Тема 1. Основные принципы магистерского исследования
- Тема 2. Выступления студентов с развернутыми планами магистерских диссертаций
- Тема 2. Тематика курсовых работ и магистерских диссертаций.
- Тема 3. Разработка программы магистерского исследования
- Тема 3. Особенности методологии человекоцентрированного подхода в психологии
- Тема 4. Презентации студентами программ собственных магистерских исследований
- Тема 4. Психологические исследования в рамках человекоцентрированного подхода
- Тема 5. Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследований
- Тема 5. Консультационное и психотерапевтическое отношение.
- Тема 6. Предзащиты магистерских диссертаций
- Тема 6. Критика человекоцентрированного подхода
- Тема 7. Презентации проектов исследований студентов
- Тема 8. Защита курсовых работ
Элементы контроля
- Посещение
- Выступление на семинарах
- Презентация 1
- Презентация 2
- Посещение
- Выступление на семинарах
- Презентация 3
- Презентация 4
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Презентация 1 + 0.125 * Презентация 2
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Презентация 3 + 0.125 * Презентация 3 + 0.125 * Презентация 4 + 0.125 * Презентация 4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B
- Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005
- Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для вузов, Старовойтенко, Е. Б., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Культурная психология личности : монография, Старовойтенко, Е. Б., 2007