• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Белорусец Арсений Сергеевич, Колпачников Вениамин Валентинович, Торопова Алла Владимировна
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общая психология», «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Основные направления современной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Теория и практика группового психотерапевтического взаимодействия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход: теория и практики» являются: - ознакомить студентов с методологией современных исследовательских разработок в гуманистической психологии; - развить у студентов способности ведения научных исследований в области теории и практики человекоцентрированного подхода; - предоставить студентам возможность устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями и практическими технологиями на данном этапе развития человекоцентрированного подхода; - способствовать пониманию студентами роли человекоцентрированного подхода как области комплексного и интегрального изучения личности; - проводить групповые дискуссии с участием ведущих ученых, развивающих новые идеи и направления теоретической психологии личности; - проводить мастер-классы психологов-практиков, работающих в области клиентоцентрированного консультирования и клиентоцентрированной психотерапии; - обсуждать методологическую составляющую диссертационных работ аспирантов кафедры психологии личности; - осуществлять презентацию планов и проектов магистерских диссертаций студентов; - проводить экспертизу теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов в форме проведения предзащит курсовых работ и магистерских диссертаций студентов. - знакомить студентов с методами и результатами психологических исследований в рамках человекоцентрированного подхода; - развивать у студентов компетенции, связанные с планированием и осуществлением научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования и психотерапии; - развивать у студентов компетенции, связанные с участием в научных дискуссиях; - осуществлять научную и методическую помощь студентам в подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
  • Понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
  • Готов к всесторонней презентации и критическому обсуждению проекта собственного диссертационного исследования.
  • Знает основные контр-аргументы и дискуссионные моменты применительно к человекоцентрированному подходу. Способен к содержательной контр-аргументации в дискуссиях с оппонентами человекоцентрированного подхода
  • Знает основные элементы и принципы профессиональной позиции психотерапевта и основные личные установки психотерапевта в коммуникации с клиентом. Демонстрирует эти знания в практике межличностной коммуникации
  • Знает специфику и конкретные примеры человекоцентрированных эмпирических исследований в различных прикладных областях (психотерапия, образование, политика)
  • Подготовлен развернутый план магистерского исследования
  • Понимает и определяет область своих исследовательских интересов. Проблематизирует и формулирует тему своего исследования.
  • Понимает и определяет основные особенности и границы феноменологического метода. Различает варианты феноменологической работы. Знаем особенности феноменологического метода в рамках человекоцентрированного подхода. Знает основные принципы методологии исследований.
  • Презентирует программу собственного исследования и активно участвует в обсуждении исследований своих коллег
  • Презентирует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
  • Сделана презентация эмпирической части исследования и проведено ее обсуждение, предложены варианты возможных интерпретаций полученных результатов
  • Успешная предзащита магистерского исследования
  • Успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подготовка развернутого плана магистерской диссертации
  • Тема 1. Основные принципы магистерского исследования
  • Тема 2. Выступления студентов с развернутыми планами магистерских диссертаций
  • Тема 2. Тематика курсовых работ и магистерских диссертаций.
  • Тема 3. Разработка программы магистерского исследования
  • Тема 3. Особенности методологии человекоцентрированного подхода в психологии
  • Тема 4. Презентации студентами программ собственных магистерских исследований
  • Тема 4. Психологические исследования в рамках человекоцентрированного подхода
  • Тема 5. Презентации студентами информационных отчетов о результатах магистерских исследований
  • Тема 5. Консультационное и психотерапевтическое отношение.
  • Тема 6. Предзащиты магистерских диссертаций
  • Тема 6. Критика человекоцентрированного подхода
  • Тема 7. Презентации проектов исследований студентов
  • Тема 8. Защита курсовых работ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Презентация 1
  • неблокирующий Презентация 2
  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Презентация 3
  • неблокирующий Презентация 4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Презентация 1 + 0.125 * Презентация 2
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Выступление на семинарах + 0.125 * Посещение + 0.125 * Посещение + 0.125 * Презентация 3 + 0.125 * Презентация 3 + 0.125 * Презентация 4 + 0.125 * Презентация 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B
  • Карл Роджерс и его последователи : психотерапия на пороге ХХI века: сб. ст.: пер. с англ., , 2005
  • Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для вузов, Старовойтенко, Е. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурная психология личности : монография, Старовойтенко, Е. Б., 2007

Авторы

  • Орлов Александр Борисович
  • Колпачников Вениамин Валентинович
  • Шаповалов Роман Алексеевич
  • Шмелев Илья Михайлович