• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организационно-управленческие подходы преодоления неравенства доступа к дополнительному образованию детей на удаленных территориях

ФИО студента: Фокин Игорь Михайлович

Руководитель: Иванов Иван Юрьевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Исследование посвящено проблеме, возникающей при реализации дополнительного образования детей на сельских территориях: при всей важности и доказанных положительных эффектах, доступность и бесплатность дополнительного образования не гарантируется государством, в отличие от общего образования, что становится причиной неравенства. Цель исследования - выявление подходов к структурированию внешкольного времени детей, позволяющих преодолеть территориальное неравенство в дополнительном образовании, обеспечив показатели, схожие с показателями территорий, не испытывающих проблем удаленности. Также исследуются барьеры персонализации дополнительного образования. В результате анализа девяти интервью с руководителями школ, находящихся на удаленных территориях, выявлен высокий потенциал проектных подходов (пришкольный сад, музей, отдельные события) в структурировании внешкольного времени детей, повышении качества, доступности и вовлеченности детей в связанные с проектами активности и курсы дополнительного образования. При этом, ответ на персональный запрос ребенка на отдельные направления курсов остается затруднительным ввиду транспортных, кадровых и материальных ограничений. Также барьером для индивидуализации дополнительного образования становится ограниченное использование онлайн-форматов: вследствие технических ограничений и социально-культурных барьеров семей, высокий потенциал онлайн-образования (особенно для нишевых, единичных запросов) не реализуется, что в итоге снижает качество дополнительного образования и усиливает неравенство. Итоги исследования предлагают набор практических инструментов, подходов, рекомендаций для руководителей государственных органов образования и школ, особо выделяя роль привлечения локальных ресурсов, применения проектного подхода и развития цифровой среды для обеспечения образовательного неравенства и повышения успешности сельских школьников.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ