• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии классных руководителей 5-9 классов города Казани в контексте преодоления образовательного неравенства

ФИО студента: Авзалова Айгуль Ильдаровна

Руководитель: Иванов Иван Юрьевич

Кампус/факультет: Институт образования

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Образовательное неравенство и неуспешность, затрагивающие до 30% учащихся российских школ из-за социально-экономических факторов, являются вызовами городских школ, где обучаются мигранты, дети с ограниченными возможностями здоровья и учащиеся из малообеспеченных семей. Классный руководитель является ключевой фигурой, которая ежедневно работает с последствиями социального неблагополучия и неуспеваемости. При этом исследования стратегий работы классных руководителей практически отсутствуют. Мы решили установить, как именно профессиональные установки и стратегии педагогов связаны с успеваемостью в разных социальных условиях. В исследовании приняли участие классные руководители 5–9 классов муниципальных образовательных организаций города Казани – 30 респондентов в качественном исследовании и 702 – в количественном. Из интервью были выделены практики классных руководителей, дальнейшее рассмотрение этих практик в контексте 13 кейсов через выделение стратегий в количественном исследовании подтвердило выводы международных исследований о значимости социального контекста и показало, что педагогические стратегии могут частично нивелировать негативные эффекты. При этом профессиональные установки стали ключевым ресурсом для изменения стратегического поведения классных руководителей. Исследование впервые изучает социальные характеристики класса как инструмент преодоления неравенства и формирует выводы о необходимости сочетать индивидуальные стратегии классного руководителя с мерами поддержки для достижения значимого влияния на факторы неуспешности обучающихся. Результаты могут быть использованы школами и муниципалитетом для распределения ресурсов и проектирования образовательных результатов. Ключевые слова: образовательное неравенство, классный руководитель, воспитательные практики, стратегии.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ