• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологические факторы предпочтения услуг в сфере интернета вещей

ФИО студента: Нюхалов Джон Андреевич

Руководитель: Патоша Ольга Ивановна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Психология в бизнесе (Магистратура)

Год защиты: 2019

Активное развитие информационных технологий является неотъемлемой частью современного мира, в частности, развитие интернета и его внедрение в различные сферы человеческой жизни. Так, например, появилась технология Интернета Вещей (англ. Internet of Things, IoT), которая представляет собой концепцию вычислительной сети физических предметов («вещей»). Другими словами, Интернет Вещей – это единая сеть, которая соединяет виртуальные и реальные объекты окружающего мира. Данные предметы («вещи») оснащены встроенными технологиями, которые делают возможным взаимодействие между собой или с внешней средой (Kranenburg, 2008). Благодаря измерению и передаче данных, эти устройства позволяют осуществлять различные операции без участия самого человека, в частности, измерять функции человеческого организма, необходимые для благополучия жизни, а также обеспечивать организацию и планирование жизнедеятельности. Несмотря на то, что технология Интернета Вещей дает человеку новые возможности для реализации собственных потребностей, существуют определенные риски, связанные с внедрением подобных технологий. Так, например, Интернет Вещей стимулирует развитие экономики, снижает издержки, способствует созданию инновационных продуктов и решений, однако этот же процесс представляет собой угрозу безопасности личных данных, а также является прямым вмешательством в частную жизнь пользователя. Результаты предыдущих исследований показали, что у человека могут формироваться отрицательные установки даже при одном упоминании об использовании новых технологий (Brosnan, 1998). Чувство страха и сопротивления являются явными симптомами «технофобии», проявление которой не связано с уровнем образования человека или сферой его деятельности (Солдатова, Нестик, 2016). Таким образом, неоднозначное отношение человека к использованию интернета, в частности, Интернета Вещей, составляет проблему данного исследования. Исследовательский вопрос заключается в определении базовых социальных представлений человека об Интернете Вещей. Цель исследования состоит в выявлении психологических факторов, которые определяют как позитивные, так и негативные социальные представления человека о продуктах технологии Интернета Вещей. Объектом исследования являются психологические предпочтения человека, предметом – психологические факторы, определяющие данные предпочтения в контексте цифрового образования. Для достижения поставленной цели было проведено качественное исследование с использованием метода глубинного интервью (N = 10). Респондентам было предложено ответить на вопросы об опыте использования продукции технологий Интернета Вещей. Результаты исследования показали, что существуют как позитивные установки (удобство, связанной с упрощением операций; экономия ресурсов; забота о здоровье и др.), так и негативные (нарушение личного пространства, проблема качества, сложность технологий, дороговизна и др.). В настоящем реферате представлен психологический анализ использования технологии Интернета Вещей, а также исследование социальных представлений относительно данной технологии. Настоящая работа является продолжением магистерской диссертации Нюхалова Д.А.: «Психологические факторы предпочтений услуг в сфере Интернета Вещей», где был разработан опросник для исследования предпочтений услуг в сфере Интернета вещей. В первой главе реферата рассмотрены теоретические подходы к изучению понятия потребительского предпочтения и его факторов; во второй главе описаны основные характеристики технологии Интернета Вещей; в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования установок в отношении Интернета Вещей.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ