• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Распознавание квадруплексов методами глубинного обучения в геноме дрожжей

ФИО студента: Балабан-Ирменина Ирина Алексеевна

Руководитель: Попцова Мария Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет компьютерных наук

Программа: Прикладная математика и информатика (Бакалавриат)

Оценка: 9

Год защиты: 2020

G-квадруплексы – это вторичные структуры нуклеиновых кислот, которые образуются на богатых гуанином участках генома. Такие структуры встречаются в геномах различных видов. Исследования показывают, что G-квадруплексы играют важную роль в регуляции ключевых клеточных процессов: транскрипции, трансляции и репликации. Данная работа посвящена применению методов глубинного обучения для распознавания G-квадруплексов в геноме Saccharomyces cerevisiae. Ранее были рассмотрены методы машинного обучения и методы глубинного обучения для распознавания G-квадруплексов, такие как CNN и RNN, и они показали, что это удобные и продуктивные инструменты для выявления вторичных структур ДНК и РНК. В настоящей работе была поставлена задача тестирования архитектур, рассчитанных на решение задач NLP, в применимости к проблеме распознавания G-квадруплексов, так как последовательности нуклеотидов можно представить в виде предложений естественного языка. Были выбраны модели типа “трансформеры”, которые на данный момент являются превалирующими в решении задач NLP. Удалось обучить четыре типа моделей: “FlauBERT”, “CamemBERT”, “RoBERTa” и “XLNet”, из которых наилучшую производительность показала “CamemBERT”. В работе была показана возможность применение моделей глубинного обучения на основе архитектур “трансформер” для задач распознавания квадруплексов. “Трасформеры” при решении поставленной задачи показали результаты, сравнимые с CNN и RNN.

Текст работы (работа добавлена 20 мая 2020 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ