• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь родительских приказаний и уровня субъективного контроля личности

ФИО студента: Бурак Андрей Валерьевич

Руководитель: Шмелев Илья Михайлович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Консультативная психология. Персонология (Магистратура)

Год защиты: 2021

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что детско-родительские отношения оказывают довольно значимое влияние на развитие личности, и результаты этого влияния на человека можно наблюдать даже в зрелые годы. Цель исследования: определить взаимосвязь между локусом контроля и родительскими предписаниями. В соответствии с целью были поставленные следующие задачи исследования: анализ психологических трудов, содержащих представления об ответственности личности, локусе контроля, транзактно-аналитические представления о родительских предписания; эмпирическое исследование взаимосвязей между показателями уровня субъективного контроля и родительскими предписаниями; анализ эмпирической базы, обобщение результатов исследования. Методы исследования: теоретический анализ, эмпирическое исследование на основе двух опросных методик: «Шкала предписаний» П. Дрего; «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера, корреляционный и регрессионый анализ инструментами математической статистики. Значимым научным результатом в теоретическом исследовании стало соотнесение родительских приказаний и уровня субьективного контроля личности, которое показало, что родительские предписания можно рассматривать как контаминации, мешающие автономии и свободе зрелой личности принимать обоснованные решения в жизненно-важных сферах. При этом ответственность выступает как одна из характеристик зрелой личности, а локус контроля – это атрибуция ответственности, механизм ее реализации в различных жизненных сферах. Несмотря на то, что выявлено двенадцать основных родительских предписаний, было обнаружено больше 12-ти взаимосвязей между предписаниями и локусом контроля. Найденные связи и подтвержденные гипотезы согласуются с результатами уже имеющихся теоретических и эмпирических исследований, согласно которым влияние родителей на взрослую жизнь ребенка многоаспектно. Практическая значимость исследования заключается в пополнений эмпирических данных, которые можно включить в научную базу исследования ответственности у взрослых людей, а также в пополнении данных для диагностики клиентов, осуществляемой в рамках психотерапевтической, коучинговой, тренинговой работы. Ключевые слова: родительские предписания, транзактный анализ, локус контроля, субъективный контроль личности, атрибуция ответственности.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ