• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заключительный опрос проекта

В конце октября мы провели заключительный опрос преподавателей, чтобы оценить произошедшие за время работы проекта изменения.

Изучение опыта педагогической работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

 

В октябре 2016 года, непосредственно перед окончанием проекта «Инклюзивная высшая школа», был проведен опрос преподавателей НИУ ВШЭ. Аналогичный опрос был проведен перед началом проекта среди членов академического кадрового резерва ВШЭ. В мае в опросе приняли участие 83 преподавателя-участника кадрового резерва. В октябре 2016 года в опросе приняли участие 153 преподавателя-преподавателя ВШЭ. Ссылка на опрос была разослана по электронной почте в общей корпоративной рассылке.  

Онлайн-опрос позволил выяснить: какие потребности и трудности испытывают преподаватели, работая со студентами с инвалидностью и ОВЗ, знают ли преподаватели о существовании методических рекомендаций, чувствуют ли потребность в помощи при работе с данными студентами и получают ли институциональную поддержку. Также нам удалось провести небольшую сравнительную характеристику ответов респондентов. Результаты представлены ниже.

Выборку в октябре 2016 года составили 153 преподавателя из четырех кампусов ВШЭ: Москва (76,97%), Санкт-Петербург (15,13%), Нижний Новгород (4,61%), Пермь (3,29%). Общий педагогический стаж респондентов находится в диапазоне от 1 года до 43 лет (ср. 13,5 лет), при этом стаж работы в НИУ ВШЭ – от 1 года до 24 лет (ср. 7 лет).

Основные задачи опроса преподавателей:

1) проанализировать реальный опыт взаимодействия преподавателей со студентами с инвалидностью и ОВЗ на предмет возникающих трудностей и/или страхов преподавателей относительно тонкостей педагогической работы с данной группой студентов;

2) выяснить, имеют ли преподаватели представление об особых образовательных потребностях лиц с инвалидностью и ОВЗ;

3) выяснить, ориентируются ли респонденты в особых методических приемах и специальном техническом оснащении учебного процесса, которые необходимы для обеспечения обучения лиц с ОВЗ;

4) выяснить, существует ли у преподавателей потребность в методической, психологической или иной помощи по вопросам взаимодействия со студентами с ОВЗ;

5) проинформировать преподавателей о рекомендациях по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью, подготовленных в рамках проекта.

Цель исследования - изучение готовности образовательной среды в лице преподавателей к продуктивной работе со студентами, имеющими особые образовательные потребности вследствие инвалидности и прочих ограничений возможностей здоровья.

 

Описание результатов исследования

 

На вопрос: «Были ли среди ваших студентов студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?», положительно ответили 49,30%, отрицательно – 29,58% и вариант ответа «не знаю» выбрали 21,13% преподавателей (см. Рис. 1).

 

Рис. 1. Осведомленность о наличии студентов с ОВЗ в НИУ ВШЭ

 

На вопрос: «На Ваш взгляд, отличалась ли работа с особыми студентами от обычного процесса преподавания?» больше половины участников опроса (64,71%) ответили «да» и 27,94% преподавателей отличий в работе со студентами с ОВЗ не заметили (см. Рис. 2).

Рис. 2. Особенности организации учебного процесса со студентами с ОВЗ

Вопрос о возникающих у преподавателей трудностях был открытым, респонденты в ходе опроса могли описать, какие именно трудности они испытывали при работе со студентами с ОВЗ. Вот несколько цитат: 

● «Невозможно было работать по отработанной схеме, плюс к этому, учитывая особенности студента, сохранить баланс между требовательностью и “мягкостью”»;

● «Сложно вести занятия, зная, что реакция может быть неадекватной, непрогнозируемой (агрессия, истерика)»;

● «Не хватало знаний о том, как правильно себя вести, боялась случайно задеть неловкой формулировкой или действием. К примеру, как рассказывать о том, почему Гомеру приписывается слепота, если в аудитории сидит слепая студентка...»;

● «Поскольку в группе была слепая девушка, я переживал всякий раз, когда говорил о глаголах зрительного восприятия и всякий раз, когда речь заходила о цвете (-ах). Всегда боялся ее задеть и переживал, не будут ли однокурсники относиться к ней плохо»;

● «Были трудности при оценивании студента в том случае, когда его академические успехи оказывались ниже, чем у других студентов. Психологические трудности заключались в следующем: поставить ли студенту оценку, которую он заслужил реально, или чуть ее приподнять».

● «Инстинктивно стремишься облегчить им жизнь в ущерб образовавательному процессу». 

При этом психологические трудности при работе со студентами с ОВЗ испытывали только 28,99% преподавателей.  

На вопрос: «Если Вы не работали со студентами с ОВЗ, то, столкнувшийся с такими студентами, к кому Вы обратитесь за помощью / за рекомендациями по работе с ними?», чаще всего преподаватели отвечали, что обратятся за помощью в «учебный офис» (48,57%). На втором месте по популярности был ответ «обращусь к коллегам» (42,86%) (см. Рис. 3).

 

Рис. 3. Обращение за помощью и/или рекомендациями (для неработавших со студентами с ОВЗ)

 

В то же время опрос показал, что при работе со студентами с ОВЗ ни к кому не обращались 71,01% преподавателей. В учебный офис обратились только 13,04%.  По сравнению с опросом в мае заметно выросла группа “Иное”. В пояснениях к ответам респонденты указывали, что принимали участие в мероприятиях или общались с сотрудниками проекта “Инклюзивная высшая школа”.

Из тех, кто все же обращался в учебный офис университета, несколько респондентов указали какую именно поддержку они получали:

  • «Получила разъяснения прав и обязанностей по отношению к таким студентам, поддержку информационную»;

  • «Учебный офис распечатывает учебник на принтере Брайля»;

  • «Меняли студенту учебный план, виды работ и т.д.».

 

По сравнению с маем 2016 года значительно более высокий процент респондентов указали на то, что получают поддержку от учебных офисов (Рис. 4). В комментариях к ответам респонденты указывали, в том числе, на появившуюся возможность использовать принтер Брайля для печати необходимых материалов.

Рис. 4. Получение преподавателями институциональной поддержки

 

На вопрос: «Чувствуете ли Вы потребность в помощи при работе со студентами с ОВЗ, если уже работали с ними или если такой студент придет к Вам в группу?» положительно ответили 43,38% респондентов, 30,15% на этот вопрос ответили отрицательно.

Из 153 опрошенных 59 человек (58,42%) хотели бы получать поддержку при работе со студентами с ОВЗ для помощи в разработке средств и способов представления материала для слабовидящих / слабослышащих студентов. 49 человек (48,51%) нуждаются в общих разъяснительных рекомендациях при работе со студентами с ОВЗ и 38 человек (37,62%) хотели бы узнать и освоить новые информационные технологии.  (см. Рис. 5).

Рис. 5. Пожелания к институциональной поддержке

На Рис. 5 можно проследить изменения при ответе на эти вопросы в мае. Тогда большинство участников опроса ответили, что лучшая поддержка от университета при работе со студентами с ОВЗ  – это общие разъяснительные рекомендации по работе с такими студентами (60%). Второе место разделили такие ответы, как: «поддержка в плане освоения / привлечения к работе новых информационных технологий» (50%), «помощь в разработке средств и способов предоставления материала для слабовидящих / слабослышащих» (47,92%) и «методическая помощь» (43,75%). По сравнению с майским опросом, в октябре возросла доля преподавателей, которые хотели бы получать конкретную помощь при разработке необходимых адаптированных материалов. При этом снизилась доля респондентов, желающих получать методическую помощь и общие разъяснения.

 

О существовании методических рекомендациях для работы со студентами с ОВЗ и студентами-инвалидами знают 21,48% опрошенных преподавателей, 58,52% преподавателей ничего не знают о методических рекомендациях и 20% знают о них, но не читали.  Сравнительные графики ответов в мае и октябре представлены ниже (см. Рис. 6). Интересно, что за шесть месяцев показатели в этом направлении сильно отличаются. В октябре большее количество людей сообщили о том, что читали методические рекомендации.

 

 

Рис. 6. Осведомленность о существовании методических рекомендаций

Интересны результаты опроса и о конкретных методических пособиях. Мы просили указать, о каких конкретно методических рекомендациях знают респонденты. Выяснилось, что среди тех, кто читал методические рекомендации, 89,29%  знают о рекомендациях для преподавателей Высшей школы экономики, подготовленных в рамках проекта «Инклюзивная высшая школа» (см. Рис. 7).

Рис. 7. Знакомство с методическими рекомендациями

 

Ниже представлен график отношения респондентов к методическим рекомендациям (см. Рис. 8). По отношению к методическим рекомендациям Министерства образования многие респонденты затруднились ответить на вопрос об их полезности. В то же время, рекомендации проекта ИВШ были оценены положительно большинством тех, кто их читал.

 

Рис. 8. Мнение о полезности различных рекомендаций

 

Респондентам, которые не знали о рекомендацих проекта ИВШ или знали о них, но не читали ранее, была предоставлена ссылка на этот документ с просьбой ознакомиться с ним и после этого оценить их полезность. Более 60% респондентов сочли документ полезным (см. Рис. 9)

Рис. 9. Мнение о полезности рекомендаций ИВШ (среди тех, кто не читал их ранее)

 

Следующий блок вопросов касался конкретных знаний преподавателей о работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Раздел носил обобщающее название «Стратегии обучения». Так, 59,23% опрошенных указали, что не знают об особенностях чтения лекций в группах, в которых есть студент с ОВЗ, имеющий ограничения по слуху. О программе экранного доступа для слабовидящих знают 64,34% опрошенных. При этом необходимо отметить, что 91,54% преподавателей, участвовавших в опросе, указали, что используемые ими материалы не переведены в форматы, «читабельные» для незрячих студентов, но 61,60% готовы изменить формат своих материалов.

Методические рекомендации по работе с особыми студентами большинство преподавателей хотело бы видеть на сайте (57,14%). 23,81% выбрали онлайн консультирование. Одинаковый процент преподавателей предпочитают получать рекомендации в виде печатных текстов (19,84%) и семинаров со специалистами (19,84%). Не заинтересованы в получении такого вида информации 11,11%.

 

Выводы

 

Итак, данные опроса можно обобщить следующим образом, исходя из задач исследования:

Во-первых, опыт работы со студентами с ОВЗ имеют около половины опрошенных респондентов, при этом более 60% из их числа – отмечают существенные отличия при работе с такими студентами. Интересен и тот факт, что полгода назад, в мае, об опыте работы со студентами с ОВЗ имеют сообщили около трети респондентов. Это может быть обусловлено различиями в выборках двух опросов, т.к. в майском опросе участвовали в среднем более молодые преподаватели.

Основным пожеланием, высказанным многими респондентами было заблаговременное информирование о наличии студента с ОВЗ в группе от учебных офисов. Несмотря на наблюдаемый значительный рост получения помощи, потребность в ней все еще остается достаточно актуальной.

Преподаватели продолжают отмечать потребность в помощи при работе со студентами с ОВЗ. В частности, наблюдается рост запроса преподавателей на получение конкретной помощи в разработке адаптированных материалов для студентов с нарушениями зрения или слуха.

Необходимо отметить возросший процент респондентов, которые ознакомились с существующими методическими рекомендациями по работе в условиях инклюзивного образования, однако следует признать, что число таких респондентов остается невысоким. Большинство респондентов знакомы с рекомендациями для преподавателей, разработанными коллективом проекта, и оценивают их как полезные.

 

Ограничения

 

Основным ограничением в интерпретации полученных результатов являются различия в выборках сравниваемых опросов (весеннего и осеннего). Первый опрос был проведен среди участников программы Кадрового резерва ВШЭ, второй - среди всех преподавателей ВШЭ. Это обусловило разницу в демографических показателях двух выборок. Тот факт, что респонденты второго опроса в среднем старше и имеют б о льший преподавательский стаж, может быть одной из причин различий в полученных результатах. Данное ограничение может быть преодолено при дальнейшем анализе с помощью методов математической статистики.

 

Заключение

 

Следует отметить ощутимое повышение показателей, характеризующих получаемую преподавателями помощь в работе со студентами с ОВЗ. Значительно б о льший процент преподавателей отмечает активную работу учебных офисов. Многие ознакомились с рекомендациями, разработанными в рамках проекта “Инклюзивная высшая школа”. Данные рекомендации получили позитивную оценку от читавших их респондентов.

Необходимо, однако, отметить, что преподаватели по-прежнему отмечают необходимость различного рода поддержки при работе со студентами с ОВЗ. Такая поддержка заключается в первую очередь в получении помощи в разработке учебных материалов для слабовидящих и слабослыщащих студентов; привлечении новых технологий к обучению студентов с ОВЗ; а также получении общих разъяснительных рекомендаций по работе с инвалидами. Вероятно, что преподаватели нуждаются в получении новых компетенций по преобразованию учебных материалов в удобные форматы, в дополнительных “руках” (помощниках, которые могли бы ускорить процесс перевода учебных материалов в те или иные форматы), а также в получении некоего общего представления о том, как осуществляется сопровождение учебного процесса студентов с ОВЗ в Высшей школе экономики, какие у преподавателей есть права, обязанности и возможности.

На основе анализа проведенных опросов, а также материалов “Карты возможностей” и консультаций с административными работниками на следующем этапе необходимы мероприятия, направленные на преподавателей, занятых в инклюзивных группах. Помимо разработанных проектом рекомендаций для преподавателей работа с профессорско-преподавательским составом должна вестись в следующих направлениях:

  • организация информационной поддержки преподавателей (сюда входит, например, своевременное информирование преподавателя о том, в каких академических группах (согласно его нагрузке) учатся студенты с инвалидностью; есть ли у студента потребность в специальных средствах и запрос на особые форматы учебных материалов; есть ли у студента потребность в особых условиях сдачи экзамена; запланирована ли у студента госпитализация во время учебного процесса, в связи с которой он нуждается в получении электронных материалах лекций и семинаров и т.п.);

  • организация регламентированной системы помощи преподавателям , работающим в инклюзивных группах (посредством прояснения обязанностей и разделения полномочий учебных консультантов, учебных ассистентов, кураторов групп, методистов кафедры и других сотрудников, которые могут оказывать содействие преподавателям по запросу, если этот пункт будет заранее указан в соглашении между ними и факультетом; путем уполномочивания административного персонала, компетентного в тех или иных вопросах по данной теме; возможно, необходима разработка документа-путеводителя преподавателя инклюзивной группы, предвосхищающего возможные трудности и предоставляющего пути и способы их устранения, а также предлагающего варианты, куда преподаватель может обращаться в спорных ситуациях или для получения дополнительных разъяснений);

  • организация бесплатного повышения квалификации преподавателей в области методики преподавания студентам с особыми образовательными потребностями (в первую очередь, касается учебного процесса в группах, где учатся студенты с нарушениями зрения и слуха, а также студенты с сильными двигательными нарушениями).