Аннотации учебных дисциплин
История живописи
Курс имеет ретроспективный характер и нацелен на введение в специальность слушателей, не имеющих искусствоведческой подготовки. В курсе освещается развитие изобразительного искусства от его древнейших форм до современных направлений, история искусства при этом рассматривается в широком культурном контексте философско-эстетических концепций эпохи, взаимовлияний разных видов искусства, проблем сохранения национального своеобразия.
Задача курса — сформировать общие представления об основных этапах мирового искусства, представить памятники, стили, школы, направления, творчество выдающихся мастеров; выработать понимание специфики эволюции художественной культуры, истоков принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов, нашедших отражение во взаимодействии европейского искусства с традиционными культурами и с цивилизациями Востока (китайской, индийской, японской), а также современного искусства Европы и Америки с классической европейской художественной культурой.
Литература:
- Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 2002.
- Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 2003.
- История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. / [редкол.: Е. И. Ротенберг (гл.ред.) и др.]. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003-2004. – в 3-х т.
- Дворжак М. История искусств как история духа : Пер. с нем. СПб. : Акад. проект, 2001.
- Справочный портал Исторического факультета МГУ «Музеи мира в Интернете»
История архитектуры
Курс имеет ретроспективный характер и нацелен на введение в специальность слушателей, не имеющих искусствоведческой подготовки. Предмет курса — основные этапы развития мировой архитектуры, градостроительства, декоративно-прикладного искусства. Задачи курса - сформировать у студентов представление о генезисе и эволюции архитектурных стилей, особенностях преломления в архитектуре культурных течений различных эпох от древности до XXI в., привить общие навыки изучения и анализа архитектурного памятника и стилистических особенностях его декора и оформления интерьера. В основу читаемого курса положен исторический метод изложения, который дополняется элементами описательно-аналитического способа изучения памятников архитектуры. К особенностям курса относится его предметно-практическая ориентация, благодаря которой студенты получают как историко-теоретические знания о закономерностях эволюции архитектуры, градостроительства, декоративно-прикладного искусства, так и первоначальные навыки описания и атрибуции памятников.
Литература:
- История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма - Театр / [редкол.: Е. И. Ротенберг (гл.ред.) и др.]. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2003-2004. – в 3-х кн.
- Шуази Огюст. История архитектуры : пер. с фр. : в 2 т. М. : Изд-во В. Шевчук, 2002.
- Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели (под общей ред. А.А. Барташевича) / Серия «Высшее профессиональное образование. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Декоративно-прикладное искусство Западной Европы. М. : Куна, 2006.
М.1.00. Цикл общих дисциплин направления
М.2.Б.00. Базовая часть
Теория и история культуры
Задача курса заключается в том, чтобы представить слушателям важнейшие события и явления российской и европейской культур в их сопоставлении друг с другом и в широком контексте политической, социальной, интеллектуальной истории и повседневной жизни обществ России и Европы. Оригинальность курса обосновывается совмещением теоретических подходов к интерпретации явлений культуры с вниманием к аутентичным условиям их возникновения и функционирования – этот принцип является предпосылкой корректной реконструкции контекстной истории культуры. В рамках курса предполагается интенсивно использовать визуальный материал, что позволит слушателям составить детализованное представление о важнейших событиях истории европейской и российской культуры.
Литература:
- Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
- Антология исследований культуры. СПб., 1997.
- Батракова С.П. Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
- Западное искусство XX в.: Классическое наследие и современность. М, 1992.
- История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
- Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Мировая культура и современность. М, 1991.
- Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987.
- На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М, 1997.
- От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.
- Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.
- Поляков В.В. История мирового искусства: Изобразительное искусство и архитектура XX в. М, 1993.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
- Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
- Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М., 1991.
Историческая текстология
Целью курса является ознакомление магистрантов с теоретическими и практическими основами текстологии как дисциплины, вспомогательной для истории. В отличие от классической (филологической) текстологии, ориентированной на выбор текста произведения, который будет положен в основу публикации, историческая текстология ставит перед собой задачу выявления всех этапов формирования текста — от замысла до его окончательного оформления — с целью дать общую характеристику исторического источника и, тем самым создать основу для адекватного восприятия текста. Структура курса включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел предусматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа: общие понятия исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и извод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, переписчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, генетическое досье и т.п.), влияние результатов текстологического анализа на понимание текста источника через выявление его социальных функций, использование данных и методов текстологии в источниковедческом и историческом исследовании. Содержание практического раздела сводится к усвоению учащимися умений и навыков классического текстологического анализа, а также формирования генетического досье, выявления авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, общей характеристики исторического источника.
Литература:
- Генетическая критика во Франции: Антология / Вступит. ст. и словарь Е.Е. Дмитриевой. М., 1999.
- Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998. режим доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0127521:article
- Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004. С. 32–76.
- Лихачев Д.С. Текстология: На материале русской литературы X–XVII веков / Лихачев Д.С., при участии Алексеева А.А. и Боброва А.Г.. 3-е изд., перераб. и доп. СПб., 2001. (Славянская библиотека. Bibliotheca slavica)
- Рейсер С.А. Основы текстологии: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. Л., 1978.
- Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерки текстологии. Л., 1928 [2-е изд. М., 1959].
- Kenney R. History, Textual Criticism // Enciclopedia Britanica: Macropaedia. 15th ed. Chicago, 1985. Vol. 20.
- Maas P. Textual Criticism. Oxford, 1958. режим доступа:
- Non-Biblical Textual Criticism
История исторической науки
Вводная часть курса знакомит магистрантов с различными значениями понятия «историография», со становлением науковедческого значения этого понятия как истории исторической науки – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории человечества. Рассматриваются современное понимание предмета истории исторической науки в широком междисциплинарном поле; осмысливается место историографии на стыке науковедения, истории культуры и социальной истории; анализируются методы и источники истории исторической науки.
В основной части курса прослеживаются процесс становления научного исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения истории в XVIII – XIX вв. в самостоятельную науку со специфическими методами и научными направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв.
Основная цель курса – усвоение магистрантами закономерностей развития исторической науки; приобретение навыков историографического анализа и умения ориентироваться в различных направлениях исторической мысли; формирование бережного отношения к научным традициям, личности ученого-историка, принципам научной этики. Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные исторические сочинения разных эпох.
Литература:
- Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пос. для вузов. СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008. 523 с.
- Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. Пер. с фр. М.: Наука, 1986 [1942/1949]
- Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [1958] // И. С. Кон (ред.). Философия и методология истории. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1977, с. 115–142.
- Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. В 3-х ч. Ч.1: Роль среды. Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002 [1949]. Введение, Гл. I.
- Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. Wolff L. Inventing Eastern Europe: The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment / Пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. Гл. 3. Воображая Восточную Европу: литература, фантазия и вымышленные путешествия.
- Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] // И. С. Кон (ред.). Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977, с. 37–71.
- Дройзен И. Г. Историка. Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.
- Зиммель Г. Проблема исторического времени [1917] // Г. Зиммель. Избранное. В 2-х т. Пер. с нем. М.: Юрист, 1996, т. 1, с. 517–529.
- Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? [1971] // «THESIS», 1994, вып. 4, с. 177–192; см. тж. Ле Гофф 2001б [1985], с. 403–424.
- Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // THESIS, 1993, вып. 2. с. 153–173.
- Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). // WP6/2003/07. – М: ГУ ВШЭ, 2003. – 28 с.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. «Возведение истории в ранг науки» (к юбилею Иоганна Густава Дройзена) // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории». 2008. Вып. 25/1. С. 26–54.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. Прагматика истории // «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории". Вып. 10. М.: УРСС, 2003, с. 7–35.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. Современное общество и историческая наука: вызовы и ответы // Мир Клио. Сборник статей в честь Лорины Петровны Репиной. В 2-х т. М.: ИВИ РАН, 2007, т. 1, с. 157–186.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. Обыденные представления о прошлом: теоретические подходы // Диалоги со временем: Память о прошлом в контексте истории / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2008, с. 50–76.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. Обыденные представления о прошлом: эмпирический анализ // Диалоги со временем: Память о прошлом в контексте истории / Ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2008, с. 77–99.
М.1.00. Цикл общих дисциплин направления
М.2.В.00. Цикл дисциплин магистерской программы
Описание и анализ памятников искусства и культуры
Курс посвящен изучению особенностей анализа, экспертизы и атрибуции памятников искусства и культуры. При описании и анализе художественного произведения основное место в курсе отводится изучению методики научного описания памятника: техник, в которых выполнен памятник, его стилистики, установлению школы, к которой принадлежал автор памятника, методам выявления авторства, способам описания сюжета и композиции, а также вопросам, касающимся истории существования памятника (включая его принадлежность к собраниям и коллекциям).
При изучении методов научного описания рукописной и печатной книжности особое внимание уделяется как вопросам палеографии, филигранологии, истории переплета, истории орнаментики, так и выявлению индивидуальных особенностей экземпляра, методике реконструкции истории экземпляра внутри частных библиотек.
В итоге курса от студента магистратуры требуется умение составить правильное развернутое научное описание памятника культуры.
Литература:
- Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. Исследования по теории и методологии искусствознания. М., 2004. 224 с.
- Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб.: Академический проект, 1999. 394 с.
- Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик, 2010.
- Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядцы Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с.
Правовые основы художественного рынка
Курс затрагивает следующие аспекты: правовое регулирование рынка произведений искусства, его информационная инфраструктура и обеспечение безопасности информации, сопровождающей сделки на рынке. Анализируются проблемы в сфере правоприменения, вызванные пробелами в праве. Курс основан на многочисленных примерах из отечественной и зарубежной практики.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Пахтер М., Ландри. Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. М.: Классика XXI век, 2003
- Фатьянов А.А. Правовое обеспечение информации в Российской Федерации. М.: Изд. Группа «Юрист», 2002
- Хангельдиева И.Г.Культура и рынок. Современные тенденции. М.: Классика XXI век, 2009
- Экономика культуры. Под ред. А.Рубинштейна. М.: Слово, 2005.
Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры
Значительная часть академических историков искусства не имеет представления о том, насколько тесно связано восприятие памятника и состояние его сохранности. В задачу курса входит – познакомить студентов магистратуры с разными способами реставрации в искусстве и архитектуре, методами укрепления (консервации) и восстановления разрушенных, поврежденных или искаженных памятников. Реставрация рассматривается в данном курсе как составная часть охраны памятников истории и культуры. Студенты должны познакомиться с методами проводимых в процессе реставрации исследований, которые иногда коренным образом меняют традиционное понимание памятника, его датировку, принадлежность к той или иной школе. Курс тесно связан с современной практикой реставрации в России.
В результате обучения студенты должны овладеть основными реставрационными терминами, четко представлять разницу между консервацией, аналитическим методом и реконструкцией.
Литература:
- Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Л.: Художник РСФСР, 1989. 158 с.
- Виннер А.В. Материалы масляной живописи. М.: Сварог и К, 2000. 523 с.
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.
- Кудрявцев Е.В. Техника реставрации картин. М.: Издательство Шевчук, 2002. 252 с.
- Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А. Реставрация памятников архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.
- Филатов В.В. Реставрация станковой темперной живописи. М.: Изобразительное искусство, 1986. 264 с.
М.1.00. Цикл общих дисциплин направления
М.2.В.00. Цикл дисциплин магистерской программы
М.2.В.В.01. Дисциплины по выбору
Техники живописи и скульптуры
Цель курса – дать представление о процессе создания картины, сделав акцент на технологических аспектах, а также проследить эволюцию технологии живописи от классической картины до произведений середины 20 столетия. В разделе, посвященном технологии скульптуры, речь пойдет о материалах скульптуры и инструментах скульптора, о разных подходах к созданию скульптурного памятника (различие между скульптурой как высеканием и пластикой). Технологические аспекты рассматриваются в неразрывной связи с художественными особенностями памятников живописи и скульптуры.
В результате обучения студент магистратуры должен научиться самостоятельно анализировать технологические аспекты памятников разных художественных эпох и регионов.
Литература:
- Алюрви Ю.В. Технология живописи. Природные связующие материалы и растворители для живописи. Самара.: Самарский дом печати, 2010. 224 с.
- Виннер А.В. Материалы масляной живописи. М.: Сварог и К, 2000. 523 с.
- Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: история технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2004. 267 с.
- Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.
- Яхонт О.В. О реставрации и атрибуции. М.: Сканрус, 2007. 272 с.
Техники и технологии прикладного искусства
Цель курса – формирование у магистрантов представления о способах целостного анализа памятников прикладного искусства как части культурного наследия конкретной эпохи.
В курсе анализируются не только типология, характер и трансформация стилей украшения произведений декоративно-прикладного искусства, но и демонстрируется, сколь существенно изменялись технологические приемы мастеров, работавших со стеклом, деревом, камнем, металлом, тканью, папье-маше и т.д. Специальное внимание в курсе уделяется изучению ювелирного дела и технологии работ с металлом, что позволяет сформировать у студентов отчетливое представление о технологических приемах, известных в разные периоды истории (ковка, сварка, выколотка, дифовка, давление, чеканка, басма, металлопластика, гравировка, оброн, скань, зернь, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая, эмаль расписная, пайка, монтировка и др.).
Технологические приемы работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства изучаются на примерах конкретных музейных коллекций, что позволяет дать основные рекомендации по атрибуции и датировке, определить культурно-историческое значение и ценность памятника.
Литература
- Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000.
- Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
- Бех Н.И., Васильев В.А. и др. Мир художественного литья. История технологии. М., 1997.
- Бреполь Э. Художественное эмалирование. Л., 1986.
- Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. М., 1979.
- Игошев В.В. Драгоценная церковная утварь XVI–XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М.: Индрик, 2009.
История и техники гравюры и книгопечатания
Цель курса – сформировать у магистрантов системное представление об особенностях становления европейского книгопечатания и книжного дела от эпохи Ренессанса (изобретение Гуттенберга, создание инкунабул и палеотипов) до начала XXI в. Книгопечатание, издательское дело и история книжной графики рассматриваются в контексте анализа актуальных историко-антропологических проблем трансформации истории чтения. Важное внимание в курсе уделяется особенностям славяно-русского книгопечатания, методике экспертизы и атрибуции памятников русской книжной культуры XVI-XIX вв. В задачи курса входит также создание целостного представления относительно основных этапов и особенностей развития искусства гравюры и технологии создания гравированных изображений.
Особенность курса – нацеленность на выработку практического опыта комплексного анализа книжного экземпляра и гравированного изображения как исторического источника и как объекта антикварного рынка.
Литература:
- Немировский Е.Л. Из истории книгопечатания: Техн. Аспекты. Под ред. В.И. Васильева. М.: Наука, 2000.
- Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI - XX веков. М., 1987.
- Библиографический указатель по истории русской гравюры XVIII - начала ХХ веков. Сост.: С.С. Шерман, В.А. Наумов, Е.А. Мишина. СПб., 1993.
- Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII - начала ХХ века. Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987.
- Два века русской литографии. Альманах. Вып. 171. Авт. и сост.: Ю. Демиденко, О. Власова, И. Золотинкина и др. СПб., 2007.
- Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик, 2010.
- Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М.: Власта, 2010. Т. 1-2.
- Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002. С. 6-11, 250-307.
- Шартье Р. Письменная культура и общество / Роже Шартье ; пер. с фр. И. К. Стаф. М.: Новое изд-во, 2006. - 270 с. (Серия "А" ; 005).
- Эко У. Роль читателя : исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. Сергея Серебряного. Санкт-Петербург : Symposium ; Москва : Изд-во РГГУ, 2007. 501 с.
- Карьер Жан-Клод, Эко Умберто. Не надейтесь избавиться от книг! / [пер. с фр. О. Акимовой]. Санкт-Петербург : Symposium, 2010. – 332 с.
- Эко Умберто. От интернета к Гутенбергу [Текст // Чтение с листа, с экрана и "на слух" : опыт России и других стран: сб. матер. для руководителей программ по продвижению чтения. М. : РШБА, 2009. С. 70-79.
- Mathiesen Robert, Keenan Edward L., Marker Gary. Book culture in Russia: from manuscript to Malevich. SSEES UCL, 2004.
- Marker Gary. Publishing, printing, and the origins of intellectual life in Russia, 1700-1800. Princeton University Press, 1985.
- Brooks Jeffrey. When Russia Learned to Read. Literacy and Popular Literature, 1861 – 1917. Princeton, 1985. 450 p.
Человек и его изображение в искусстве
Курс нацелен на формирование у студентов комплексного представления о формах репрезентации и саморепрезентации человека в живописи, скульптуре, графике. Хронологические рамки курса охватывают период от древности (Древний Египет, античные Греция и Рим) до XX в. История искусства рассматривается в курсе в широком культурном контексте с учетом современных историко-антропологических подходов и методов историко психологического анализа человека различных эпох.
В задачу курса входит выработка приемов анализа портретной и исторической живописи и скульптуры с учетом меняющихся стилей, школ, направлений, эволюции художественной культуры, корней и причин принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов. В курсе изучаются основные стили и стилистические направления исторической и портретной живописи (неоклассицизм, академизм, ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм, модерн и др.), а также некоторые художественные и культурные явления современного искусства (фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстрактное искусство, дада, сюрреализм, поп-арт, концептуализм, художественная культура постмодернизма).
Литература по курсу:
- History of Private life / ed. Ph. Aries and G. Duby. Vol. 1-3. (different editions).
- Вдовин Г. В. Персона — Индивидуальность — Личность. Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. М., 2005.
- Портрет в европейской живописи портрета XV — начала XX века. М., 1975.
- Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения, 1996.
- Алешина Л.С., Стернин Г.Ю. Образы и люди Серебряного века. М., 2002.
- Lynton Norbert. Portraits from a Pluralist Century. P.7. NY, 2001.
Восприятие природы и пейзажная живопись
Цель курса - дать всестороннюю типологическую характеристику жанра пейзажа, показать многообразие его форм и направлений, проследить связь европейского и русского пейзажа. Поскольку пейзаж отнюдь не является простым отражением природных ландшафтов, акцент делается на том, как в истории пейзажной живописи находит отражение история видения и восприятия природы. В курсе рассматривается также эволюция садово-паркового искусства, разные типы парков (ренессансный, маньеристический, регулярный, пейзажный).
Литература:
- Вольф Н. Пейзажная живопись. М.: Арт Родник, 2009. 96 с.
- Кларк К. Пейзаж в искусстве. М.: Азбука-классика, 2004. 304 с.
- Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы от античности до наших дней. М.: Арт-Родник, 2008. 496 с.
- Манин В. Пейзаж. Русская живопись. М.: Белый город, 2000. 399 с.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ (опыт сравнительного исследования). Москва.: Советский художник, 1980. 261 с.
История интерьера
Цель курса – создание базовых представлений о формирования и трансформации интерьера жилого пространства от средневековья до новейшего времени. Помимо изучения стилей и национальных особенностей в истории интерьера в курсе отдельное внимание уделяется значению и месту живописи в интерьере разных эпох (от иконы и лубка до гравюры, портрета, пейзажа, натюрморта, фотографии, плаката), особенностям истории создания интерьеров помещений разного назначения (от детской, библиотеки, кабинета, столовой до вестибюля и служб), анализируется история конструирования мебели и проч. В курсе рассматриваются подходы к изучению, датировке, атрибуции и описанию предметов интерьера как элементов культуры повседневности, а также роль предметов интерьера как маркеров социальной и культурной среды различных исторических эпох. В курсе совмещены анализ историографических исследований, представляющих разные подходы к изучению культуры интерьера, и самостоятельный опыт исследования культуры интерьера на основе работы с отдельными памятниками и сложившимися мемориальными комплексами.
Литература:
- Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели (под общей ред. А.А. Барташевича) / Серия «Высшее профессиональное образование. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. Пособие/ А.Н. Лавреньтьев. – М.: Гардарики, 2007.
- Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. Жилой интерьер России с 1700 по 1840 годы. М., 2000.
- Дмитиева Е., Купцова О. Жизнь усадебного мифа. М., 2002.
- Гацура Г.Г. Мебель и интерьеры периода эклектики 1851-1899. История одного из самых интересных периодов в мебельном искусстве России и Европы. М.: Наука, 2007.
Романтизм и реализм в искусстве и культуре XIX в.
Романтизм и реализм рассматриваются в курсе как формы художественного мышления и целостные художественные концепции. Характерная черта искусства XIX века – отсутствие единой эстетической доминанты. В век классического капитализма происходит радикальная переоценка ценностей. Противоречие идеала и действительности стало основанием для выделения двух ведущих типов культуры XIX века: романтизма и реализма.
Основные черты романтизма рассматриваются на памятниках европейской и русской культуры и изобразительного искусства. Студенты магистратуры должны получить представление о специфике понимания человека, природы, прогресса, а также трансформациях, которые произошли в экономике, политике, морали, религии, искусстве, уметь видеть связь реализма с позитивизмом, натурализмом, импрессионизмом. В курсе изучаются также основные направления в культуре второй половины XIX века: эстетизм, импрессионизм, символизм.
В результате обучения студенты должны понимать суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники.
Литература:
- Алленов М.М. История русского искусства. Книга 2. Русское искусство XVIII – начала XX века. М.: Трилистник, 2000.
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. 344 с.
- Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. Под ред. Р. Томана / пер. с нем. Изд. Коннеман, 2001.
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. 640 с.
- Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ (опыт сравнительного исследования). Москва.: Советский художник, 1980. 261 с.
- Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX века. М.: Искусство, 1981.
Художественные направления конца XIX – середины XX в.
Курс посвящен одному из самых сложных и противоречивых периодов в истории изобразительного искусства. Художественно-эстетическая система конца XIX – середины XX века с её нацеленностью на эксперимент, постоянные формальные и концептуальные поиски оказала существенное влияние на художественные и организационные принципы функционирования искусства. Современное искусство изучается в курсе как синтетический феномен, включающий в себя многообразные формы художественного творчества и восприятия.
В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать исторический контекст их создания.
Литература:
- Рид Г. Краткая история современной живописи. М.: Искусство XXI век, 2006. 320 с.
- Материалы международной конференции «Искусство XX века. Итоги столетия». СПб, декабрь 1999. СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2003. 311 с.
- Хиллер Б. Стиль XX века. М.: Слово, 2004
- Успенский А. Между авангардом и соцреализмом. М., 2008. 328 с.
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. 318 с.
Современное искусство: теория и практики
Цель курса – дать системное и целостное представление о современном искусстве как совокупности художественных практик, сложившихся во второй половине XX в. Характеризуются основы теории современного искусства, осмысливаются многообразные формы художественного творчества и восприятия во второй половине XX в. основные художественные практики в рамках Modern Art, реализуемые принципы новаторства, радикальности, использования новых техник и приемов, характеризуются принципы аналитической и научно-информационной деятельности в области современного искусства, различные практики, позволяющие реализовать выставочные и аудио-визуальные проекты, инсталляции, перформансы и пр.
В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.
Литература:
- Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с.: ил.
- Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism / by Hal Foster, Rosalind Kranss, Yve-Alain Bois and Benjamin HWD. Buchloh; New York: Thames and Hudson, 2005.
- Art Now. Taschen, 2008. 3 vol.
- Савельева А. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. М., 2006.
Рынок русского искусства и антиквариата в России и мире
Курс дает систему представлений о коллекционировании русского искусства в России XVIII - нач. XX вв. (императорские собрания, знать, купечество), об эмиграции и экспорте личных коллекций, разорении коллекций и экспорте художественных ценностей как государственной политике в Советской России. В курсе поднимаются вопросы изучения творчества русских художников за границей, проблемы становления «серого рынка» во второй половине ХХ в. Лекционные и семинарские занятия по курсу будут также посвящены обсуждению тем: государство против коллекционеров, аукционные распродажи русского искусства в Европе и США (русская золушка на мировых торгах: Sotheby', Christie's, Philips и другие), современное русское искусство в эпоху Перестройки, московский Sotheby's 1988 года, perestroyka-art и Sots-art, рост русского рынка в 90-х, первые российские аукционы Альфа-Арт, Гелос, Магнум, «новые русские» и старое искусство, национальное искусство как способ самоидентификации молодой российской элиты, становление отечественной структуры художественного рынка.
Литература:
- Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1.
- Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX - начала XX века // Вопросы искусствознания. 1996. № 1. С. 86-94
- Северюхин Д.Я. "Выставочная проза" Петербурга: Из истории художественного рынка. СПб.: Изд-во Н.И. Новикова, 2003. 63 с.
- Художественный рынок: Вопросы теории, истории и методологии. СПб.: СПбГУП, 2004. 232 с.
История мирового художественного рынка ХХ-ХХI вв.
Цель курса – дать системное и целостное представление о современном мировом художественном рунке. В курсе рассматриваются следующие темы: крупнейшие коллекционеры довоенного периода и расцвет частных музеев в Европе и США; импрессионисты и модернисты на художественном рынке; вторая мировая война и судьба коллекций; художественный рынок и коллекционирование в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии во второй половине ХХ в.; крупнейшие мировые аукционы и галереи; рынок современного искусства и emerging markets.
Литература:
- Art Market and Connoisseurship: A Closer Look at Paintings by Rembrandt, Rubens and Their Contemporaries (Amsterdam Studies in the Dutch Golden Age) [Paperback]
- The Author, Art, and the Market: Rereading the History of Aesthetics [Paperback]
- Bellingham D. An Introduction to the Art Market. . A Handbook for Students and Collectors. 978-1-84822-027-0
- Jonckheere K. (ed.)
- Peter Hastings Falk. The photographic art market.
- Philip H. The Ultimate Trophy: How the Impressionist Painting Conquered the World
- Tummers A.
- Woodmansee M.
Искусство и этнология
Цель курса – сформировать у магистрантов системное представление о современных методах анализа произведений культуры различных этносов мира ( произведений традиционных ремесленных производств, ритуальных культовых предметов, памятников материальной культуры различных этнических групп и сообществ Европы, Африки, Азии, Америки, Австралии и Океании). Курс построен на пересечении проблемных полей археологии, этнографии, фольклористики, истории культуры повседневности, истории искусства. Согласно программе курса изучение особенностей предметного мира этнокультур осуществляется через анализ религиозных практик, специфики структур повседневной жизни социумов, через изучение развития и преемственности материальной культуры, направлений ее эволюции. В курсе уделяется специальное внимание специфическим особенностям адаптации быта традиционных культур к условиям природной среды и иноэтничному окружению, символическим смыслам форм и декора памятников. Предметный мир традиционной культуры анализируется на основе сравнительного изучения коллекций Российского Этнографического музея и Музея Восточных культур, а также виртуальных экспозиций крупнейших этнографических музеев мира.
Литература
- The Dictionary of Anthropology / Ed. Thomas Barfield. Blackwell publ., 2001.
- Романова Н.М. Принципы показа этнографических материалов в экспозициях краеведческих музеев научно-методическое пособие. СПб., 2010. 189 с.
- Марков Г.Е., Пименов В.В. Этнология: учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 381 с.
- Мифы и религии мира. Учебное пособие под ред. С.Ю.Неклюдова. М., 2004.
- Сайты этнографических музеев: http://www.ethnomuseum.ru; http://www.quaibranly.fr ; http://www.peabody.harvard.edu
- Hilton A. Russian Folk Art. Indiana University Press, 1995.
История фотографии
Цель курса – выработать у студентов углубленное понимание основных тенденций истории фотоискусства. Предметом курса является фотография как продукт творческой деятельности художника. В курсе изучаются особенности эстетики мастеров и школ фотоискусства XIX-XXI вв., а также техник фотоискусства в их трансформации и модификации в историческом развитии.
В курсе особое внимание уделяется изучению влияния социальных, культурных, политических процессов на развитие фотографии, анализу специфики сложившихся видов и жанров фотографии, исследованию творчества крупных российских и зарубежных мастеров фотожурналистики, художественной, рекламной, краеведческой, научно-исследовательской и др. видов фотографии. В курсе широко используются материалы архива кинофотодокументов, информационная и источниковая база научных исследований по истории и современным тенденциям в фотоискусстве, а также обсуждается опыт создания современных фотоколлекций и организации фото выставок.
Литература:
- Новая история фотографии / Под ред. Мишеля Фризо. Пер. с франц. — СПб.: Machina; Андрей Наследников, 2008.
- Попов А.П. Из истории российской фотографии. М.: МГУ, 2010. 237 с.
- СССР, 1917-1991 = URSS, 1917-1991 : История в фотографиях / Сост. Ф. Балаховская; Авт. вступ. ст. О. Свиблова, А. Тарханов. М. : Музей " Моск. Дом фотографии", 1998. - 175 с.
- Тихое сопротивление = Quiet resistance : рус. пикториализм 1900-1930-х / сост. и ред.: Елена Мисаланди ; [авт. вступ. ст. Ольга Свиблова]. - М. : Мультимедийный комплекс актуал. искусств, 2005. - 190, [1] с.
- Мода и стиль в фотографии = La mode et le style dans la photographie = Fashion and style in photography : [каталог Первого международного фестиваля "Мода и стиль в фотографии"] / [авт. текстов: Аньес де Гувьон Сен-Сир, Ольга Свиблова и др.]. - Москва : Московский дом фотографии, [1999].
Нумизматика, фалеристика, оружиеведение
Курс имеет целью сформировать систему представлений о проблемных полях вспомогательных исторических дисциплин фалеристики, нумизматики, оружиеведение. Эти дисциплины, органически связанные с историей материальной культуры и истории государственности, имеют сложившуюся богатую историографическую традицию, значительную историю коллекционирования, серьезный опыт создания музейных экспозиций, что получит отражение в соответствующих частях курса. Технологические приемы монетного и медальерного дела, работы мастеров и художников-оружейников изучаются на примерах конкретных музейных коллекций Государственного исторического музея и Музеев Московского Кремля. В задачи курса входит подготовка специалистов, способных осуществить атрибуцию, оценку, подготовить научные описания памятников и коллекций российских и иностранных монет, медалей, орденов, а также антикварного оружия.
Литература:
- Кузнецов А. А. Награды : Энцикл. путеводитель по истории рос. наград / Александр Кузнецов. - М. : Современник, 1998. - 479 с.
- Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. М. Г. Арсеньевой / Отв. редактор В. М. Потин — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. 408 с.
- Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа / Э. Г. Аствацатурян. - 2-е изд., доп. - СПб. : Атлант, 2004. – 430 с.
- Оружие Кавказа в частных коллекциях прошлого и настоящего [Текст] : выставка в Российском этнографическом музее : [альбом] / [авт.-сост.: Е. И. Нератова, Д. А. Шереметьев]. - Москва : Вече, 2011.
- Сайты и форумы: http://forum.faleristika.info; http://www.phantasmatagroup.com/ifn.htm
Галерейное и аукционное дело
Проблематика галерейного и аукционного дела не получила в отечественной практике широкого освещения. Цель курса познакомить студента с историей ведущих гелерей и аукционных домов Европы и США (Christie’s, Sotheby’s) и особенностями их функционирования, а также первыми аукционными домами в России (Альфа-Арт, Гелос).
Курс базируется, прежде всего, на занятиях с современными отечественными галеристами-практиками. Студенты должны получить представление о профессии галерейного куратора, который оценивает произведения искусства, учитывая не только качественные характеристики художественного произведения, но и его предполагаемую коммерческую эффективность, знать принципы работы галереи и практику частных дилеров и консультантов, принципы работы аукционов.
Литература:
Денисов Б.А. Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных. М.: 1997. 95 с.Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Арт-Пресс, 2004. 255 с.
Материалы международного симпозиума «Музей и арт-рынок». СПб, 14-16 сентября 2006. СПб.: издательство Государственного Эрмитажа, 2007. 192 с.
Суворов Н.Н. Галерейное дело. Введение в арт-бизнес. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 80 с.
Суворов Н.Н. Галерейное дело: искусство в пространстве галереи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. 201 с.
Art Auctions and Dealers: The Dissemination of Netherlandish Art during the Ancien Regime (Studies in European Urban History (1100-1800)) [Paperback]
Cassidy R., Jr. Auctions and Auctioneering. University of California Press, 1967.
Jones A. (ed.)
Jones A. Visit Amazon's Alan Jones Page
Lyna D.
The Art Dealers, Revised & Expanded: The Powers Behind the Scene Tell How the Art World Really Works / Laura de Coppet (ed.)
Vermeylen F. (ed.)
Vlieghe H. (ed.)
Искусство как предмет инвестирования
В основе курса лежит анализ предметов изобразительного искусства и культуры как объектов для инвестиций, а также знакомство с организацией арт-рынка и принятых на нем инвестиционных стратегий и бизнес-моделей. Особое внимание уделено факторам (и их сравнительной значимости), определяющим рыночную стоимость мировых шедевров. Обсуждаются также риски, сопровождающие сделки с произведениями искусства: риск подделки, риск ошибки при определении базовой стоимости, риск претензий к законности ввоза/вывоза, риск изменения макроэкономической ситуации.
Литература:
- Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Арт-Пресс, 2004. 255 с.
- Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М., Альпина Бизнес Букс, 2009. 224 с.
- Томсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы. М.: Изд. Центрполиграф, 2009. 351 с.
- Жюдит Б.-Ю. Цена искусства. М.: АРТМЕДИА ГРУП, 2008.
- Skatershikov S. Skate’s Art Investment Handbook. The Comprehensive Guide to Investing in the Global Art and Art Services Market. 2009. 304 p.
История художественных выставок XVIII-XX вв.
Задача курса – дать представление о современных тенденциях экспозиционной деятельности на примере выставок, посвященных искусству до 1950-х годов в Европе и США, а также некоторых проектов, осуществленных отечественными музеями.
Для того чтобы понять механизм функционирования современной выставки, мы обращаемся ко времени ее зарождения и даем краткий обзор выставок XIX и первой половины XX века, сосредоточив основное внимание на периоде после 1980 года, когда выставка стала занимать столь же важное место среди институтов истории искусства как музей, научная монография, каталог. Современная выставка рассматривается не только в качестве явления истории искусства, она имеет важный экономический аспект, например, связана с развитием туризма, страхового капитала, транспортных кампаний. В последнее время усилился политический аспект выставочной деятельности (выставка как инструмент международной политики, своего рода «дипломатический» подарок).
Литература:
- Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М.: RUдизайн, 2005. 352 с.
- Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. М.: Логос, 2002. 256 с.
- Материалы международного симпозиума «Музей и арт-рынок». СПб, 14-16 сентября 2006. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 192 с.
- Триумф музея. Сборник научных трудов. СПб.: Осипов, 2005. 458 с.
- Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001
- Haskell F. The Ephemeral Museum. Old Master Paintings and the Rise of the Art Exhibition. New Haven, 2000. 200 p.
Социология и психология коллекционирования
Коллекционирование может считаться одним из важнейших рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Страсть к коллекционированию тесно связана с художественным вкусом и научными интересами. Разница между психологией коллекционера, который покупает то, что важно для него «здесь и сейчас» в независимости от цены, и психологией арт-дилера, который инвестирует в искусство. Разные мотивации для коллекционирования – «патриотический вкус» (собирательство отечественного искусства), филантропия, стремление к бессмертию. Значение коллекционирования в развитии личности и в общественной жизни.
Литература:
- Колбер Ф.. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Арт-Пресс, 2004. 255 с.
- Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И.Щукин, И.А.Морозов, И.С.Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М.: Молодая гвардия, 2010. 403 с.
- Bailey C. Patriotic Taste. Collecting Modern Art in Pre-Revolutionary Paris. 2002, 344 p.
- Macleod D. Art and the Middle Class. Money and the Making of Cultural Identity. Cambridge, 1996.
- Veblen T. The Theory of The Leisure Class. An Economic Study of Institutions. Rev. ed. New York: New American Library, 2001.
История музейных и частных собраний
В курсе рассмотрены разные этапы развития коллекционирования: княжеские кунсткамеры, сокровищницы, «кабинеты» XVI – XVII вв., коллекции XVIII столетия, эпохи расцвета коллекционирования, когда появляется множество как универсальных («энциклопедический вкус»), так и специализированных собраний (например, собрания графики). Пристальное внимание уделено особенностям собраний XIX - XX столетия - расширению тематики коллекционирования и изменению социального состава собирателей, появлению научного направления коллекционирования, связанного с музеями, разработке научной систематизации объектов коллекционирования.
С учетом основного направления магистерской программы, коллекционирование рассматривается в тесной взаимосвязи с проблематикой рынка произведений искусства и предметов культуры, в структуру которого входят аукционы, салоны, антикварные лавки, специализированные издания.
В результате обучения студенты должны получить представления о коллекциях крупнейших музеев мира и о владельцах лучших частных собраний XIX – XX вв.
Литература:
- Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л.: Искусство, 1986. 426 с.
- Семенова Н.Ю. Московские коллекционеры: С.И.Щукин, И.А.Морозов, И.С.Остроухов: Три судьбы, три истории увлечений. М.: Молодая гвардия, 2010. 403 с.
- Соколова И.А. Картинная галерея П.П.Семенова Тян Шанского и голландская живопись на антикварном рынке Петербурга. СПб.: Издательство Государственный Эрмитаж, 2009. 464 с.
- Триумф музея. Сборник научных трудов. СПб.: Осипов, 2005. 458 с.
- «Ученая прихоть». Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. М.: ГМИИ имени А.С. Пушкина, 2001 – СПб.: ГЭ, 2001 – 2002.
Способы измерения арт-рынка (Мировые художественные индексы и базы данных. Анализ художественно-рыночной коньюнктуры)
Целью курса – дать студенту магистратуры начальные представления о функционировании и измерении арт-рынка. Курс знакомит с основными источниками измерения арт-рынка: мировыми художественными индексами и базами данных, рейтингами и статистическими материалами, включая списки самых «ценных» художников и «дорогих» шедевров. В курсе также особое внимание уделяется особенностям анализа художественно-рыночной конъюнктуры. В качестве одного из примеров анализируется информационная деятельность аукционного дома Sotheby’s, включающая общедоступные обширные базы данных.
Литература:
- Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб.: Арт-Пресс, 2004. 255 с.
- Пирошка Д. Продано! Искусство и деньги. СПб.: Лимбус Пресс, 2011.
- Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М., Альпина Бизнес Букс, 2009. 224 с.
- Томсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы. М.: Изд. Центрполиграф, 2009. 351 с.
- Skatershikov S. Skate’s Art Investment Handbook. The Comprehensive Guide to Investing in the Global Art and Art Services Market. 2009. 304 p.
История и методы экспертизы памятников культуры
Курс должен дать представление о специфике и методах как стилистической, так и технологической экспертизы памятников культуры. В разделе, посвященном экспертизе живописи, подробно рассматриваются структурные элементы картины и особенности их исследования (основа, грунт, красочный слой). Особое внимание уделяется таким методам технологической экспертизы, как рентгенографирование, ИК-съмка, УФ-съемка, микроскопия, химические исследования пигментов, стратиграфия, исследование подписи.
Курс тесно связан с современной практикой экспертизы в России. В результате обучения студенты должны научиться различать специфические признаки для определения эпох - материалы и технические приемы, закономерности построения произведения разных школ и отдельных мастеров.
Литература:
- Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма: история технологии станковой живописи. М.: Искусство, 2004, 267 с.
- Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М.: Радуга, 1984. 350 с.
- Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. М., 2001. 206 с.
- Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства. Материалы. Вып 1-7. М.: Издательство Магнум Арс, 1996-2007
- Яхонт О.В. О реставрации и атрибуции. М.: Сканрус, 2007. 272 с.
М.5.00. Факультативы
Академическое письмо: традиции континентальной Европы
Целью курса является овладение лингвистическими и герменевтическими компетенциями, историческими знаниями и теоретическим инструментарием, необходимыми для аналитического чтения и использования в собственной исследовательской работе научных текстов, принадлежащих к различным континентально-европейским традициям.
Литература:
- Татаринов В. А. Учебник немецкого языка с основами научного перевода. М.; Ростов н/д.: Московский Лицей – Феникс, 2010.
- Mimran R., Poisson-Quinton S. Expression écrite. Niveau 3-4. P.: CLE International, 2006-2008.
- Cerruti M., Cini M. Introduzione elementare alla scrittura accademica. Bari, 2007.
- Культура интерпретации до начала Нового времени / Ред. Ю. В. Иванова, А. М. Руткевич. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2009.
- Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М.: УРСС, 2000. 3 Т.
- Перевод и подражание в литературах Средних веков и Возрождения. М.: ИМЛИ РАН, 2002.
- Andrews E. A History of Scientific English. New York, 1947.
Русская традиционная культура: изучение и собирание
Факультативный курс нацелен на формирование у студентов магистратуры системы представлений о современных подходах к собиранию, изучению и оценке памятников русской крестьянской культуры. Особое внимание в курсе уделяется истории археографических открытий второй половины XX в. и изучению своеобразия конфессиональных культур традиционных сообществ русских старообрядцев в России и ближнем зарубежье. История традиционной культуры русских старообрядцев изучается на источниках старообрядческих иконописных и книжных коллекций, а анализ материальной культуры традиционных старообрядческих поселений проводится с учетом особенностей влияния на предметный мир традиционного жилища правил сохранения ритуальной чистоты, устных версий интерпретации конфессиональной истории и религиозного фольклора. Курс сопровождается показом авторских фильмов Центра визуальной антропологии МГУ, снятых в старообрядческих поселениях Урала, Алтая, Юга России, а также практическими занятиями, посвященными атрибуции и методике анализа произведений старообрядческой книжности, иконописи, литья, предметов ритуального и бытового обихода.
Литература:
- Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы. М., 1996.
- Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М.: Индрик, 2003. 408 с.
- Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядцы Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с.
- Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
- Crummey Robert. Old Believers and the Word of Antichrist: The Vyg Community and Russian State. 1694-1865. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1970.
- Robson Roy R.. Old Believers in Modern Russia. DeKalb: Northern Illinois Univ. Press, 1984.
История ювелирного искусства
Цель курса – создать у студентов магистратуры представления о способах целостного анализа памятников ювелирного искусства, проанализировать историю и этно-культурную специфику ювелирного дела, сформировать навыки анализа памятников ювелирного искусства как части культурного наследия конкретной эпохи. В курсе анализируются история зарождения ювелирного дела, европейское ювелирное искусство от античности до XX в. (центры, школы, выдающиеся мастера и их шедевры), история ювелирного искусства в России (особое внимание уделяется искусству средневековой Руси, ювелирному делу барокко и классицизма, изделиям дома Фаберже).
В курсе анализируются не только типология, характер и трансформация стилей украшения произведений декоративно-прикладного искусства, но и демонстрируется, сколь существенно изменялись технологические приемы мастеров-ювелиров. Специальное внимание в курсе уделяется изучению ювелирного дела и технологии работ с металлом, что позволяет сформировать у студентов отчетливое представление о технологических приемах, известных в разные периоды истории (ковка, сварка, выколотка, дифовка, давление, чеканка, басма, металлопластика, гравировка, оброн, скань, зернь, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая, эмаль расписная, пайка, монтировка и др.).
Исследования технологических приемов работы мастеров-ювелиров изучается на примере конкретных музейных коллекций (ГИМ, ГМИИ, Музеи Московского Кремля) что позволяет дать основные рекомендации по атрибуции и датировке, определить культурно-историческое значение и ценность памятника.
Литература:
- Знаменитые драгоценности : Цар. регалии. Ювелир. изделия. Археол. находки. - СПб. : Кристалл ; Ростов н/Д : Феникс, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 94, [1] с.
- Габсбург, Геза фон. Фаберже. Сокровища Российской Империи = Fabergé : Treasures of Imperial Russia / Геза фон Габсбург. - [М.] : Связь Времен, 2004. - 351 с.
- Ювелирное искусство [Электронный ресурс] : Мир - образ украшений / координатор проекта А. Литвина ; авт.-сост., авт. текста И. Ю. Перфильева. - Электрон. дан. - М. : ДиректМедиа Паблишин, 2010.
- Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
- Бех Н.И., Васильев В.А. и др. Мир художественного литья. История технологии. М., 1997.
- Бреполь Э. Художественное эмалирование. Л., 1986.
- Игошев В.В. Драгоценная церковная утварь XVI–XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М.: Индрик, 2009.
История и технология мозаики
Цель курса – познакомить студентов с историей мозаики от древности до наших дней, научить их ориентироваться в каталоге мировых мозаичных памятников, дать представление о художественных стилях, технологиях, и материалах мозаичного искусства, характерных для разных эпох.
Мозаика, ее технология и материалы рассматриваются в контексте всеобщей истории искусства, религии и церкви.
Большое внимание в курсе уделяется методике экспертизы и атрибуции памятников.
Особенность курса – нацеленность на выработку практического опыта комплексного анализа мозаики как художественного памятника и определения его места в истории мирового искусства.
Литература:
- Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, [1947] ( рус. перевод – 2001г.)
- Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. (Из истории мирового искусства). М.: Искусство 1973. 512 с.
- Попова О.С. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211–303.
- FiorentiniRoncuzziI., FiorentiniE. Mosaic. Materials, Techniques and History. Ravenna: MW E V Editore, 2002. 262 p.
