• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Вышка" дает образование на одном из самых достойных уровней

Выпускница образовательной программы «История художественной культуры и рынок искусства» Ксения Линькова рассказывает о своем обучении в НИУ ВШЭ.

"Вышка" дает образование на одном из самых достойных уровней

© Ксения Линькова

Искусствоведческая магистратура – опыт бакалавра

Выпускница нашей ОП и бакалавр «Истории искусств» НИУ ВШЭ Ксения Линькова рассказывает, зачем поступать в нашу магистратуру.

Последнее время меня довольно часто просят рассказать про магистратуру – как наши студенты 3-го и 4-го курсов, так и студенты из других ВУЗов, и просто знакомые знакомых, так или иначе связанные с искусством. Понятно, что всю основную информацию можно найти на сайте. Меня же просят поделиться впечатлениями, а, по сути, просто хотят получить совет – поступать на «Историю художественной культуры и рынок искусства» или нет. Советы – всегда большая ответственность, поэтому я их не даю, но вот рассказать, что, зачем и почему мне вполне по силам.

Оговорюсь сразу, что я не собираюсь здесь расписывать, зачем вообще нужно обучение в магистратуре. Кому-то нужно, а кому-то нет, и в этом нет ничего зазорного и неправильного. Более того, бывает, что кому-то вроде и нужно, но так не хочется, что хоть плачь. Это тоже нормально, никакой спешки нет. Я же обращаюсь к тем, кто решил поступать, просто не может определиться, куда.

Магистратура НИУ ВШЭ – общие преимущества

Для всех не-искусствоведов или искусствоведов не из Вышки у меня только один ответ: мой университет дает образование на одном из самых достойных уровней. Высокие стандарты всегда были присущи НИУ ВШЭ: у нас по-особенному устроено обучение, отличный преподавательский состав, да и студенты всегда весьма сильные.  И это не просто мое внутреннее патриотичное убеждение. Хорошо виден уровень наших студентов на разнообразных конференциях и прочих общих мероприятиях, да и мои коллеги-магистры, пришедшие и других ВУЗов, часто говорят: «Вышка научила меня тому-то», «в Вышке стало возможно то-то» и проч., и проч.

Если вы идете в магистратуру с научными целями – поступайте к научному руководителю, если с общеобразовательными –  весь преподавательский состав вам в помощь. Единственное, пусть название не вводит вас в заблуждение. Изучите предлагаемые курсы и обратите внимание: в первую очередь это искусствоведческая магистратура. А уж подходит вам это или нет – решайте сами.
Студенты образовательной программы на занятиях

«История художественной культуры…» - путь для искусствоведов

Признаюсь честно: за два года обучения меня не раз посещали разнообразные сомнения относительно сделанного мной выбора. Особенно они усилились во время вступительных испытаний в аспирантуру: искусствоведческой аспирантуры в Вышке нет, и я, со своей полу-искусствоведческой полу-исторической темой поступаю к нашим историкам. Но это же поступление помогло мне остановиться и заново переосмыслить свой опыт и прийти к выводу, что все было не зря.

 Я поступала с целью писать свою магистерскую диссертацию, т.е., по сути, я поступала к научнику. Кроме того, я рассчитывала, что после бакалавриата в привычной обстановке и с моим багажом знаний у меня появится куда больше времени, чем если бы я поступила в другой университет. Последняя надежда оправдалась лишь отчасти.

Поначалу было невесело: жадно хотелось новых знаний, в том же объеме и темпе, что и в бакалавриате, при том, что мое представление о новых знаниях теперь включало в себя критерий полезности для моей темы. При этом, ожидаемой свободы не наблюдалось: мы все равно много работали, писали, докладывали, отчитывались, etc. Я была постоянно чем-то занята, писать ВКР мне было абсолютно некогда. Уже теперь я понимаю, что многие из моих активностей не входили в учебный план, я брала их по бакалаврской привычке к быстрым темпам и большим объемам. Со временем я научилась выделять такие занятия, отделять их от основной деятельности и использовать в нужном ключе. На втором курсе все мое свободной от учебы время было посвящено оттачиванию профессиональных навыков: написанию статей в разных жанрах, разработке туристических маршрутов, участии в разнообразных проектах. Ничто из того, с чем я суетилась на первом курсе, не пропало даром. Более того, постоянная мысль о том, что я не занимаюсь ВКР – тоже была плодом скорее моего воображения. На самом деле, я уделила кандидатской в разы больше времени, чем бакалаврскому диплому (что логично), но именно постоянное сравнение с дипломом и сбивало меня с толку.

Уже через какое-то время я стала замечать, насколько иначе я стала судить о многих вещах. Между мной на 4 курсе бакалавриата и мной в конце первого курса магистратуры пролегал пусть длиною в тысячу ли. И первым шагом была, конечно, рефлексия над бакалавриатом и постоянное сравнение своего теперешнего обучения с ним. Я общаюсь с довольно большим количеством наших студентов, а разница в степенях обучения (курсах) позволяет смотреть как бы «сверху» на процессы, которые со мной уже произошли. Более того, я стала оценивать все не «извне», как потребитель продукта, эдакий птенец, который только открывает клюв и пищит, а «изнутри», осмысляя уже не результат, а процесс. Я начала ставить перед собой совсем другие задачи, скорее стратегически-методические, меня, как Остапа Бендера, интересовала уже «красота игры» и «наслажденье скользить по краю». Думаю, что большая часть моего бакалаврского опыта была бы утеряна, расплескалась бы, как вода, и забылась бы, не найдя применения, не поступи я в нашу магистратуру.

Мысль о «полезности» знания тоже утратила в какой-то момент свою актуальность. Ближе к концу обучения я поняла, что искусствоведов порой заносит в такие места, где никакое знание не может быть лишним.

Решение поступать в свою магистратуру сохранило мне, как выяснилось позже, огромное количество сил и нервов, т.к. вступительно-экзаменационно-оформленческий ад не становится проще переносить со временем. Во время поступления в аспирантуру я осознала это со всей отчетливостью. Да и мои разновозрастные товарищи, поступающие кто куда, лишний раз доказали мне, что сэкономленные два года назад нервы лишними точно не были.

Два года прошли почти незаметно, в легком ворчании, делах и заботах, и казалось, что мы стоим на месте, точнее, сидим на месте, и не растем, не меняемся, закольцевавшись в привычной среде, кусаем свой же хвост. Но мы вышли на предзащитную прямую, как-то вдруг, неожиданно, оглянулись на себя двухлетней давности, стоявших на такой же прямой, и поняли, что мы стали выше, сильнее, что шаги наши стали шире, а походка – более плавной -  и скорость просто перестала чувствоваться.

Для меня магистратура стала шансом повзрослеть. Повзрослеть как искусствоведу – в бакалавриате я увидела свои границы, теперь я вижу путь за них. Повзрослеть как человеку – увидеть не одну, не две, а множество разных сторон, интересов, всего того, что так неистово сталкивается в сложной университетской среде. Повзрослеть в целом – ибо этот процесс на самом деле не делится на части.

Уход из бакалавриата оборвал бы многие мои начинания, большая часть которых, к слову, только начинала оформляться, и я, скорее сего, так и осталась бы слепым потребителем, не осознав, что я сама могу быть если не архитектором, то хотя бы инженером-строителем окружающей меня среды.