• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формула успеха курса Юлии Аникеевой “Гибкие методы управления проектами и продуктами”

История крупнейшего лоукостера США началась с идеи бизнеса на салфетке, а курс для бакалавриата Бизнес-информатики ВШЭ про Agile начался с реплики студента на семинаре по IT-аудиту “Scrum не работает!”

О том, как сделать успешную авиакомпанию, написано с десяток популярных книг. Поэтому эта статья - о формуле успеха университетского курса.

Как расширить границы стандартной аудитории?

Чему может научить студентов вырезание снежинок и игра с мячами?

Как организовать одновременную работу >80 человек в аудитории?

Итак, для приготовления курса по Agile вам понадобятся:

-      1 увлеченный преподаватель

-      глубокая и кросспредметная тема курса

-      образовательный метод eduScrum

-      85 смелых студентов

-      приглашенные эксперты-практики

Последовательность действий такая:

  1. Берем студентку магистерской программы Бизнес-информатика ВШЭ и заражаем ее вирусом гибкого управления. Дальше все происходит само собой - рождается идея курса, затем программа и (разумеется, итеративно) - его структура и контент.

Именно так и произошло с Юлией Аникеевой, соавтором и преподавателем курса “Гибкие методы управления проектами и продуктами”:

“Я поступила в магистратуру спустя почти 10 лет после получения первого диплома экономиста-математика с огромной жаждой познания в практиках управления в ИТ. Объем новых знаний и горизонт открывающихся возможностей оказался безграничным. Это было только начало пути.

В какой-то момент обучения я осознала, что важную тему гибких практик управления мы изучаем недостаточно глубоко, и решила предложить идею курса”.

  1. Берем тему, которую трудно назвать “предметом” в классическом понимании университетской программы. Затем все самое необъятное и эфемерное в этой теме приземляем все теории и модели на базу кейсов и практики.

Agile - это способ мышления. Его нельзя “внедрить” или “перейти” на него. Этому понятию 18 лет, но его корни уходят глубоко в основы менеджмента, а также питаются из источников теории систем, психологии, робототехники,  боевых искусств, спорта.

  1. Курс по гибкому управлению невозможно представить в классическом формате фронтального образования в модели “зависимый-эксперт”. Форма должна раскрывать содержание, помогая студентам понять Agile через практику гибких подходов в процессе обучения.

Если бы не существовало специального гибкого фреймворка для образования, его пришлось бы изобрести. Но Юлии Аникеевой повезло - незадолго до старта курса она прошла сертификацию по методу eduScrum:

“Это было моментом, когда паззл в голове сходится - я нашла способ построить учебный процесс в духе Agile! eduScrum очень похож на классический Scrum для создания продуктов:

-      преподаватель выступает “владельцем продукта”, задает “зачем?” и “что?” для учебных тем

-      студенты работают в командах и самоорганизуются в соответствии со своими учебными целями и правилами, которые они выработали, - то есть сами решают “как?”

-      работа ведется короткими итерациями - спринтами, каждый спринт завершается обзором и оцениванием учебных результатов. 

Все вместе роли, артефакты, события и правила eduScrum помогают практически перевернуть учебный процесс с ног на голову, делая студентов совладельцами учебного процесса и главными получателями результата - продукта”

  1. Когда все ингредиенты готовы (курс разработан и утвержден, преподаватель имеет нужные практические и теоретические знания, 85 студентов записались) главный секрет в том, чтобы наладить получение постоянной обратной связи, ее анализ и совершенствование курса в моменте.

Работало это за счет 2х дополнительных каналов коммуникации (кроме учебной аудитории):

-      telegram-канал с новостями и голосованием

-      онлайн форма обратной связи, включающая замер NPS (метрика удовлетворенности занятием) и комментарии студентов.

Благодаря циклам обратной связи удалось получать отзывы на курс, не дожидаясь СОП (студенческой оценки преподавания), и внести изменения по формату и темам - пока курс еще идет.

Лучше всего о рецепте могут сказать отзывы тех, кто попробовал блюдо (орфография и пунктуация авторов):

“[Самое ценное было] понимание того, что эджайл работает и реально может помочь привести компанию к успеху. Раньше у меня был какой-то скептицизм в его отношении, связанный с тем, что компании применяли его не правильно. Спасибо, что так детально объяснили, когда он работает, а когда нет. Спасибо, что приглашали экспертов в области, которые готовы были просто поделиться своим опытом, отвечали на наши порой глупые вопросы. Это было круто! Также круто, что каждую неделю были задания. Это так дисциплинирует и мотивирует и помогает закрепить услышанное».

“Спасибо за курс, в ходе которого мы были наиболее активными и вовлеченными за все 4 года обучения! ”