Практическая подготовка
Практическая подготовка студентов – это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.
Достижение целей и задач практической подготовки осуществляется через реализацию элементов практической подготовки (ЭПП). Реализация практической подготовки для студентов НИУ ВШЭ предусматривается в модуле учебного плана ОП «Практика».
Порядок организации и проведения ЭПП студентов НИУ ВШЭ регулируется Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Также об организации практической подготовки в НИУ ВШЭ вы можете прочитать в Справочнике учебного процесса.
Условия и особенности реализации ЭПП, предусмотренные учебным планом ОП «Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами» описываются в Программе практики:
Программа практики_2022 и 2023 год набора
На ОП «Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами» предусмотрены следующие обязательные элементы практической подготовки:
Курс | Вид практики | Тип практики | Признак | Объем в з.е. на 1 студ. | Объем в ак.часах на 1 студ. | Период реализации |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Проектная | Консультационный проект | Обязательная | 3 | 114 | 3-4 модуль |
1 | Научно-исследовательская | Курсовая работа | Обязательная | 3 | 114 | 2-4 модуль |
2 | Проектная | Проект | Обязательная | 3 | 114 | 1-2 модуль |
2 | Профессиональная | Производственная практика | Обязательная | 6 | 228 | 3 модуль, 8 недель |
2 | Научно-исследовательская | Подготовка выпускной квалификационной работы | Обязательная | 15 | 570 | 2-4 модуль |
1 курс
Консультационный проект
Консультационный проект реализуется в течение 3 и 4 модулей 1 года обучения. Вес проектной работы — 3 кредита (З.Е.).
Цель реализации консультационного проекта – решение прикладной задачи из предметной области ОП с использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения на ОП.
Задачами консультационного проекта являются диагностирование проблем в соответствии с поставленными задачами проекта, проведение необходимых исследований и аналитической работы и разработка рекомендаций для решения поставленных задач.
Консультационный проект относится к виду практической подготовки «проектная практика», тип «прикладной проект» и заключаются в решении прикладных задач, результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт и т.п.
Темы консультационных проектов формируются академическим руководителем и преподавателями программы, предлагаются привлеченными партнерскими организациями. Студент ОП может и сам предложить тему проекта, прислав академическому руководителю на согласование заявку-предложение. Также можно воспользоваться общеуниверситетским сервисом «Ярмарка Элементов практической подготовки» (SmartPro).
Руководитель консультационного проекта назначается из числа представителей профессорско-преподавательского состава Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. В обязанности руководителя проекта входит уточнение содержания заявки-предложения на выполнение проекта, разработка заданий на выполнение проекта для каждого студента – участника проекта, отбор кандидатов для участия в проекте, организация и реализация проекта, оценивание результатов работы по проекту.
Консультационные проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Целесообразность формирования групп определяется руководителем проекта исходя из целей проекта и ожидаемых результатов.
Консультационные проекты могут быть организованы непосредственно в структурном подразделении НИУ ВШЭ, либо в профильной организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей ОП, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки. При реализации проекта в профильной организации, между НИУ ВШЭ и юридическим лицом (профильной организацией) заключается договор о практической подготовке обучающихся. Подробные правила реализации ЭПП с участием внешних юридических лиц (профильных организаций) изложены в Положении.
За выполнение проекта выставляется оценка в сессионную неделю 4 модуля. Консультационный проект оценивается по 10-балльной системе, отражающей качество выполненной работы, в соответствии с правилами оценивания принятыми в НИУ ВШЭ и критериями, сформулированными в Программе практики ОП, а также в виде количества кредитов, отражающих объем выполненной работы. Оценка участнику проекта выставляется руководителем проекта. При наличии профильной организации, в которой проводится проектная работа, соруководитель проекта со стороны профильной организации подготавливает отзыв от профильной организации о практической подготовке студента с рекомендуемой оценкой и организует его передачу в НИУ ВШЭ.
Невыполнение проекта считается академической задолженностью, такая ситуация возникает в следующих случаях:
- если студент отказался от выполнения проекта без объективных причин;
- получение за проект неудовлетворительной оценки;
- количество зачтенных З.Е. за проект меньше установленного учебным планом программы.
Даты точек контроля
Ключевыми контрольными точками реализации консультационного проекта являются следующие даты:
• Подписание задания на выполнение студенту – 20 января
• Предоставление промежуточного варианта – 20 апреля
• Предоставление итогового текста/отчета – 03 июня
Документация и отчётные материалы
Перечень и вид отчетных материалов для конкретного проекта определяет руководитель проекта. Обязательным элементом является отчет по проекту. Его и оценочный лист необходимо будет сдать в учебный офис.
Курсовая работа
Курсовая работа реализуется в течение 2, 3 и 4 модулей 1 года обучения.
Выполнение курсовой работы студентом способствует углублению знаний и умений, полученных им в ходе теоретических и практических занятий, прививает навыки самостоятельного изучения материала по теме курсовой работы, развивает компетенции аналитической, исследовательской и проектной деятельности, позволяет улучшить навыки работы с академической информацией и эмпирическими данными, развить навыки академического письма, а также подготовить студента к проведению исследования в рамках ВКР на 2-ом курсе.
Курсовая работа может быть выполнена в одном из двух основных форматов:
- Исследовательский формат (исследовательская курсовая работа) – анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала; исследование, осуществляемое в целях получения новых знаний о структуре, свойствах и закономерностях функционирования изучаемого объекта (явления), проведённое на основе накопленной теории в рамках исследуемой области и вносящее вклад в ее развитие, а также имеющие практическое значение для бизнес-организаций.
- Проектный формат (проектная курсовая работа) – обоснованное решение практической задачи, основанное на системном анализе выбранного объекта и предмета, проблемы (ситуации); выявление и анализ конкретной проблемы, стоящей перед бизнес-организацией, поиск путей совершенствования отдельных функциональных областей менеджмента или бизнес-процессов в результате чего разрабатывается решение/продукт/методика/приложение, имеющее прикладной характер и потенциал для апробации в практике бизнеса.
Выбор темы курсовой работы
Выбор и инициативное предложение тем курсовых работ студентами осуществляется с 10 октября до 01 ноября текущего учебного года (основной этап) и в период с 01 до 20 ноября текущего учебного года (возможность повторного выбора темы/руководителя в случае отклонения первичной заявки).
Перед подачей заявки необходимо обязательно согласовать выбор темы и возможность осуществления работы с предполагаемым научным руководителем по электронной почте или с помощью иных видов связи.
Выбор темы курсовой работы осуществляется с использованием модуля "Темы КР/ВКР", который доступен в личном кабинете системы LMS.
Возможны два варианта подачи тем:
- Можно выбрать тему из предложенного списка тем, одобренных академическим руководителем, направив предполагаемому научному руководителю соответствующую заявку.
- Можно подать собственную инициативную заявку. Для этого надо сформулировать собственную тему и предварительно согласовать её с предполагаемым научным руководителем, после чего сформировать заявку в LMS, в обязательном порядке заполнив поля: тема работы на русском и английском языках, язык выполнения работы, тип работы, руководитель работы.
Обращаем внимание, что каждый руководитель может одобрить ограниченное количество заявок. Информация о максимально возможном количестве заявок по каждому руководителю и количестве уже поданных заявок доступна в LMS напротив его данных. При возникновении ситуации, когда у руководителя достигнут лимит заявок, функционал подачи заявки становится неактивным.
Подробная инструкция по выбору темы курсовой работы студентом и формированию соответствующих заявок доступна по ссылке: https://confluence.hse.ru/pages/viewpage.action?pageId=48108919
Не позднее 15 декабря текущего учебного года осуществляется утверждение тем курсовых работ в ИУПах студентов.
Студент, не выбравший тему в указанные сроки, считается имеющим академическую задолженность, которая суммируется вместе с задолженностями по итогам зимней сессии, что может стать основанием для отчисления.
Изменение научного руководителя / темы курсовой работы
Смена темы / руководителя КР проходит в LMS в специальном модуле “Темы КР/ВКР”. Подать заявку можно не позднее, чем за месяц до даты загрузки итогового варианта КР в LMS (т.е. не позднее 15 мая текущего учебного года).
Инструкция по корректировке темы курсовой работы
Документация и отчётные материалы
Порядок оформления курсовых работ (устанавливают предельные сроки, рекомендуемый порядок подготовки, оценивания и публикации курсовых работ студентов образовательных программ НИУ ВШЭ)
Основные требования к типовой структуре и содержательной части курсовых работ (утверждены ученым советом Высшей школы бизнеса, протокол №11 от 23.11.2022 г.)
Формой отчетности по курсовой работе являются текст курсовой работы, оцениваемый научным руководителем.
Предъявление готовой курсовой работы
Студент обязан представить итоговый вариант курсовой работы руководителю и в учебный офис своей образовательной программы в установленный программой практики срок – не позднее 15 июня текущего учебного года.
Итоговый текст работы в обязательном порядке загружается в специальный модуль ЭИОС (LMS) НИУ ВШЭ и проходит проверку на плагиат системой «Антиплагиат».
Инструкция по загрузке курсовой работы в LMS на проверку в системе "Антиплагиат"
Подробнее про плагиат в письменных работах вы можете прочитать в Справочнике учебного процесса.
Проверка курсовой работы завершается оценкой (отзывом) руководителя и/или публичной защитой курсовой работы.
В печатном виде сдавать текст курсовой работы не нужно, документы хранятся в электронном виде в LMS.
Дополнительную информацию по подготовке курсовой работы можно получить в Справочнике учебного процесса НИУ ВШЭ.
2 курс
Проект
Проекты реализуются в период 1-2 модулей. Вес проектной работы — 3 кредита.
Проектная работа направлена на приобретение опыта самоорганизации, на закрепление или развитие практических знаний и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
Целью реализации данного ЭПП является интеграция знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения на ОП «Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами» и решении прикладной задачи из предметной области ОП.
Задачами ЭПП является диагностирование проблем в соответствии с поставленными задачами проекта, проведение необходимых исследований и аналитической работы и разработка совместно с руководителем ЭПП рекомендаций для решения поставленных задач.
Темы проектов формируются академическим руководителем и преподавателями программы, предлагаются привлеченными партнерскими организациями. Студент ОП может и сам предложить тему проекта, прислав академическому руководителю на согласование заявку-предложение. Также можно воспользоваться общеуниверситетским сервисом «Ярмарка Элементов практической подготовки» (SmartPro).
Руководитель проекта назначается из числа представителей профессорско-преподавательского состава Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. В обязанности руководителя проекта входит уточнение содержания заявки-предложения на выполнение проекта, разработка заданий на выполнение проекта для каждого студента – участника проекта, отбор кандидатов для участия в проекте, организация и реализация проекта, оценивание результатов работы по проекту.
Проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Целесообразность формирования групп определяется руководителем проекта исходя из целей проекта и ожидаемых результатов.
Проекты могут быть организованы непосредственно в структурном подразделении НИУ ВШЭ, либо в профильной организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей ОП, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки. При реализации проекта в профильной организации, между НИУ ВШЭ и юридическим лицом (профильной организацией) заключается договор о практической подготовке обучающихся. Подробные правила реализации ЭПП с участием внешних юридических лиц (профильных организаций) изложены в Положении.
За выполнение проекта выставляется оценка в сессионную неделю 2 модуля. Проект оценивается по 10-балльной системе, отражающей качество выполненной работы, в соответствии с правилами оценивания принятыми в НИУ ВШЭ и критериями, сформулированными в Программе практики ОП, а также в виде количества кредитов, отражающих объем выполненной работы. Оценка участнику проекта выставляется руководителем проекта. При наличии профильной организации, в которой проводится проектная работа, соруководитель проекта со стороны профильной организации подготавливает отзыв от профильной организации о практической подготовке студента с рекомендуемой оценкой и организует его передачу в НИУ ВШЭ.
Невыполнение проекта считается академической задолженностью.
Даты точек контроля
Ключевыми контрольными точками реализации ЭПП являются следующие даты:
• Подписание задания на выполнение студенту – 10 октября
• Предоставление промежуточного варианта – 20 ноября
• Предоставление итогового текста/отчета – 20 декабря
Документация и отчетные материалы
Перечень и вид отчетных материалов для конкретного проекта определяет руководитель проекта. Обязательным элементом является отчет по проекту.
Титульный лист и структура отчета по проекту
По итогам выполнения проекта необходимо сдать отчет и оценочный лист по проекту в учебный офис
Производственная практика
Производственная практика студентов магистратуры ОП «Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами» проводится с целью сбора, анализа и обобщения информации – научного материала и эмпирических данных для ВКР, разработки оригинальных научных предложений и научных идей для проведения исследования в рамках подготовки магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной работы, практического участия в научно-исследовательской работе.
В соответствии с рабочим учебным планом студенты проходят производственную практику в течение 3 модуля 2 учебного года. Период проведения – 8 недель.
Индивидуальное руководство практикой студента от ВШБ выполняет научный руководитель его ВКР.
В ходе производственной практики студент, по согласованию с научным руководителем, выявляет источники информации и проводит предварительный обзор литературы по выбранной проблематике, составляет развёрнутый план магистерской диссертации, корректирует окончательную формулировку темы магистерской диссертации, представляет обзор материалов научной работы, определяет элементы исследования, имеющие признаки научной новизны.
Студенты могут проходить практику в различных организациях (государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих), деятельность которых соответствует профилю магистерской программы (далее – Организация). Выбор места проведения практики магистранта определяется в зависимости от темы ВКР. Место прохождения практики может быть предложено Центром карьеры Высшей школы бизнеса или выбрано студентом самостоятельно. В таком случае студенты представляют в учебный офис письмо-согласие (акцепт) Организации о предоставлении места для прохождения производственной практики с указанием сроков её проведения, а также с помощью Центра карьеры подготавливают договор/соглашение с Организацией на проведение практики студентов Университета. Разрешается прохождение практики по месту работы студента, если он работает в Организации, деятельность которой совпадает с профилем его учебной специализации.
Приложение - оферта ВШЭ (предоставляется учебным офисом)
Приложение - акцепт (письмо из компании, предваряющее заключение договора)
Также практика может быть пройдена в департаменте бизнес-информатики ВШБ.
Выбор и оформление места прохождения практики осуществляется во 2-м модуле, в декабре текущего учебного года.
Процедура оформления практики
- Согласовать место практики с руководителем практики от ВШБ – научным руководителем ВКР студента.
- Разработать и согласовать индивидуальное задание (содержание и планируемые результаты практики) с руководителем практики от ВШБ и руководителем от Организации (при наличии).
- Подать через LMS заявку на прохождение практики в модуле «Заявки на практику»:
Инструкция: оформление заявки на прохождение практики в системе LMS
В случае несогласования заявки в установленный срок (не позднее окончания 2 модуля) у студента возникает академическая задолженность.
Отчетные материалы
На протяжении всего периода производственной практики студент должен в соответствии с индивидуальным заданием собрать и обработать необходимый первичный исследовательский материал для ВКР, а затем, по окончании практики, представить его в виде оформленного итогового отчета о прохождении практики.
По окончании практики студенты предоставляют:
- Отчет обучающегося по практике, подписываемый руководителем практики от ВШБ и руководителем практики от Организации (при наличии):
Титульный лист отчета по практике
- При прохождении практики в Организации – отзыв руководителя с места прохождения практики, содержащий описание проделанной студентом работы и оценку её качества.
Примерная форма отзыва из Организации, в которой проходила практика
Оценка по практике формируется в период сессии 3 модуля на основании проверки отчёта руководителем практики от ВШБ.
Студенты, не выполнившие программу практики, не допускаются к защите выпускной квалификационной работы.
Подготовка выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) является обязательным элементом образовательной программы, формой научно-исследовательской, проектной работы студента. Защита ВКР входит в обязательную часть государственной итоговой аттестации.
ВКР может быть выполнена в форме магистерской диссертации или магистерского проекта.
- Исследовательская ВКР – исследование, осуществляемое в целях получения новых знаний о структуре, свойствах и закономерностях изучаемого объекта (явления).
- Проектная ВКР – разработка прикладной проблемы, в результате чего создается продукт (проектное решение).
Порядок выбора тем ВКР
Перед подачей заявки необходимо обязательно согласовать написание работы с предполагаемым научным руководителем по электронной почте или с помощью иных видов связи.
Выбор темы ВКР осуществляется с использованием модуля "Темы КР/ВКР", который доступен в личном кабинете системы LMS в период с 10 октября до 01 ноября текущего учебного года (основной этап) и в период с 01 до 20 ноября текущего учебного года (возможность повторного выбора темы/руководителя в случае отклонения первичной заявки).
Инструкция по формированию заявки на тему ВКР в LMS
- Можно выбрать тему из предложенного списка тем, одобренных академическим руководителем ОП, направив предполагаемому научному руководителю ВКР заявку.
- Можно подать инициативную заявку. Для этого надо предварительно сформулировать собственную тему и обсудить её с научным руководителем, после чего сформировать заявку, в обязательном порядке заполнив поля: тема работы на русском и английском языках, язык выполнения работы, тип работы, руководитель работы.
Обращаем внимание, что каждый руководитель может одобрить ограниченное количество заявок. Информация о максимально возможном количестве заявок по каждому руководителю и количестве уже поданных заявок доступна в LMS напротив его данных. При возникновении ситуации, когда у руководителя достигнут лимит заявок, функционал подачи заявки становится неактивным.
Закрепление тем и руководителей ВКР за студентами осуществляется приказом за подписью директора ВШБ не позднее 15 декабря текущего учебного года. Студент, не выбравший тему ВКР в установленный срок, считается имеющим академическую задолженность.
Даты точек контроля выполнения ВКР
Не позднее 20 декабря текущего учебного года – предъявление студентом руководителю проекта ВКР. На этом этапе студент должен сформулировать рабочую гипотезу / замысел работы, выделить проблему, на решение которой будет направлена ВКР, и предложить основную структуру ВКР.
Не позднее 01 апреля текущего учебного года – предъявление промежуточного («чернового») варианта ВКР руководителю для замечаний; при необходимости в дальнейшем проводится корректировка текста.
Изменение темы или научного руководителя
Смена руководителя ВКР допускается не позднее, чем за 2 месяца до защиты ВКР.
Изменение, в том числе уточнение, темы ВКР возможно не позднее, чем за один календарный месяц до установленного срока представления итогового варианта ВКР посредством подачи академическому руководителю ОП соответствующего заявления на имя декана факультета.
Инструкция по корректировке темы ВКР
Представление итогового текста ВКР
ВКР магистрантов представляются только в электронном виде.
Итоговый вариант ВКР — с титульным листом, списком литературы и приложениями — студент в обязательном порядке загружает в электронном не сканированном виде в специальный модуль сопровождения курсовых работ и ВКР в LMS, после чего работа отправляется в систему «Антиплагиат» на проверку оригинальности.
Инструкция по загрузке ВКР в LMS на проверку в системе "Антиплагиат"
Дата загрузки итогового варианта ВКР в LMS определяется Программой практики, в соответствии с графиком подготовки ВКР.
Внимание! В случае выявления доказанного факта плагиата при подготовке ВКР студент может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Порядком применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в НИУ ВШЭ, являющимся Приложением 7 к Правилам внутреннего распорядка НИУ ВШЭ.
Подробнее про плагиат в письменных работах вы можете прочитать в Справочнике учебного процесса.
Документация
Порядок оформления выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (устанавливают предельные сроки, рекомендуемый порядок подготовки, оценивания и публикации ВКР студентов образовательных программ НИУ ВШЭ)
Требования к подготовке КР и ВКР (утверждены ученым советом ВШБ, протокол № 11 от 23.11.2022)
Актуальную информацию по защите ВКР вы найдете на странице Итоговая аттестация.
Дополнительную информацию по подготовке ВКР можно получить в Справочнике учебного процесса НИУ ВШЭ.