Эстетическая валоризация и легитимация музыкального жанра нойз
В журнале «Социология: 4М» вышла статья студента 2 курса Михаила Фролова «Эстетическая валоризация и легитимация музыкального жанра: построение концептуализации и методики исследования (на примере нойз-музыки)». Работа посвящена тому, как музыкальные критики могут легитимировать и оценивать достаточно неконвенциональный для многих музыкальных культур жанр нойз.

Михаил Фролов рассказывает о создании статьи:
"Нойз (noise music) — это жанр, который не похож на то, что люди привыкли называть музыкой. Обычно он не имеет чёткой мелодии, гармонии или ритма, и поэтому его культурный статус проблематичен. С другой стороны, когда на 4 курсе я изучал, как устроен творческий процесс в этом жанре (с точки зрения соотношения действий артиста с социальными взаимодействиями, материальными вещами и нерефлексируемых устремлений), я обнаружил, что некоторые артисты говорят о нойзе практически теми же словами, которыми мы привыкли говорить об «обычной» музыке, акцентируя красоту, сложность, мастерство исполнения жанра. Тогда у меня возникло предположение, что и нойз может легитимироваться и восприниматься как и другие, признанные жанры музыки.
В магистратуре я стал развивать эту тему и погрузился в литературу о художественной легитимации — изменении статусов культурных жанров. Благодаря теоретическим и эмпирическим соображениям, предложенным главным образом Говардом Беккером, Пьером Бурдьё и Шьоном Бауманном (Shyon Baumann), я пришёл к идее о том, что музыкальные критики могут играть большую роль в легитимации, валоризации (оценивании) жанров, способствовать их переопределению в качестве искусства.
Поэтому в ходе исследования я собрал рецензии музыкальных критиков на альбомы в жанре нойз и применил к ним детальный количественный контент-анализ. Мне интересно было выявить закономерности, которые можно найти в дискурсе критиков, чтобы составить достаточно полную картину легитимации.
На данном этапе я выявил, что критики обсуждают нойз с применением идеологии «автономного искусства» (больше известной как «искусство ради искусство»): музыкальные критики конструируют фигуру творца, обсуждают стиль артистов, смыслы и метафоры, детали звучания треков, что характерно и для других жанром музыки. Тем не менее, жанр не достиг полной нормализации, на что указывают оговорки критиков о том, что нойз может быть трудным для восприятия, недоступным и вовсе некомфортным для слушателя.
Надеюсь, дальнейшее расширение данных и анализа поможет лучше понять, как выглядит картина оценивания и легитимации нойза в динамике и насколько устойчиво обретение нойзом более высокого культурного статуса. На мой взгляд, такие исследования могут расширить понимание социологией изменчивости и подвижности культурных иерархий."

