• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание программы "Прикладная культурология"

 Презентация программы (PPT, 239 Кб)

Основная цель магистерской программы – обеспечить овладение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры магистрантами, планирующими связать свою карьеру с предпринимательской деятельностью, государственной или муниципальной службой. Особое внимание уделяется изучению отечественных и зарубежных культурных политик и управленческих практик. Приобретённые компетенции позволят выпускникам в проектном режиме, с помощью вышеуказанных технологий, решать задачи регионального, социального и культурного развития, а также принимать участие в организации международных культурных проектах и стать востребованными профессионалами на глобальном рынке.

Целевой аудиторией программы являются студенты, имеющие культурологическое, искусствоведческое или музеологическое образование, например, закончившие бакалавриат по культурологии или истории искусства. Программа нацелена как на овладение бизнес-компетенциями, так и на выработку предметной (культурологической) ориентации у контингента с гуманитарным, но не специальным культурологическим образованием.

Задача программы - подготовка выпускников двух типов: магистра-практика и магистра-исследователя. Обе составляющие предполагают подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере. При этом акцент делается на академическом изучении функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий и культурных практик, которое сочетается с развитием прикладных  профессиональных навыков управления и организации в сфере культуры.

Школа философии и культурологии работает в тесном контакте с профессионалами музейной отрасли. А потому у студентов появляется возможность уже в процессе обучения вступить в тесный контакт со специалистами и создавать возможности для своего карьерного роста.

Концепция магистерской программы

Краткое описание программы 

 Концепция программы (DOC, 73 Кб)

Магистерская программа «Прикладная культурология» разработана в соответствии с «Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» и «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Направление 51.04.01 «Культурология» (магистерская программа «Прикладная культурология»).

Подготовка в магистратуре в рамках комплекса специальных дисциплин и курсов по выбору осуществляется по предусмотренному государственным образовательным стандартом профилю по культурологии «культурное консультирование, менеджмент культуры и проектная деятельность в сфере культуры».. Особое внимание уделяется в программе подготовке магистров прикладной ориентации — осмыслению возможностей моделирования и управления социокультурными процессами; овладению практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность, включая реализацию научно-исследовательских проектов).

Обучение по программе «Прикладная культурология» позволяет соединить экономические, менеджериальные и культурные практики, дает возможность системного и универсального подхода к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая.

Актуальность программы

Проблема использования культурного наследия и культуры в целом, как важного и даже определяющего ресурса территориального и регионального развития является в настоящее время одним из ключевых направлений деятельности в сфере отечественной культуры. Помимо прямых бюджетных ассигнований со стороны органов государственной власти различных уровней музеям, театрам, оркестрам, киностудиям, туристическим фирмам и др. организациям культуры необходимо уметь привлекать негосударственные средства и распоряжаться ими. Вышеуказанные тенденции требуют разработок новых управленческой стратегии и тактики, многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов в России. Все это свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности. А также о необходимости формирования у выпускников профильных заведений компетенций, позволяющих использовать культурный ресурс для интенсификации развития территория и поселений РФ в рамках комплекса подходов, определяемых как «культурные индустрии» и «креативная экономика».

Вместе с тем в Российской Федерации существует серьезная проблема с менеджментом в сфере культуры. В целом индустрия культуры испытывает дефицит профессионалов, чей опыт и эмпирическая база подтверждались бы релевантными дипломами и сертификатами. Подготовка культурологов в отечественной системе высшего образования ориентирована преимущественно историко-искусствоведчески и теоретически, выпускает специалистов, не владеющих необходимыми практическими навыками для работы на рынке, равно как и с отсутствием систематического понимания характера современного культурного процесса.

Ситуация усугубляется отсутствием специально подготовленных учебников и учебных пособий, направленных на формирование системных научных знаний и практических навыков по управлению организациями культуры и искусства, т.к. динамичное изменение внешней среды индустрии культуры и ее бизнес-проявлений привело к хроническому отставанию научных исследований в этой области и практически полному отсутствию учебно-методической литературы, отражающей экономические и политические реалии нашего времени. Программа восполняет эти недостатки за счет практического профиля подготовки магистров, а также содержательном акценте на современность в рамках академического профиля магистерской программы.

Школа философии и культурологии работает в тесном контакте с профессионалами музейной отрасли. А потому у студентов появляется возможность уже в процессе обучения вступить в тесный контакт со специалистами и создавать возможности для своего карьерного роста.

Предметные области программы

Предлагаемая магистерская программа ориентирована на фундаментальную подготовку выпускников в следующих предметных областях:

  • менеджмент в сфере культуры,
  • культурология и эстетика,
  • история и современное состояние предметных областей культуры,
  • теории медиа, философия искусства, теории архитектуры, музыки и др.

Требования к выпускникам магистерской программы

Реализация магистерской программы «Прикладная культурология» предполагает подготовку специалистов, которые:

  • обладают глубокими знаниями в области проблем современной культуры;
  • обладают глубокими знаниями в истории и современном состоянии культурологии;
  • обладают глубокими знаниями в области менеджмента культуры;
  • владеют навыками организации проектов в сфере культуры;
  • владеют навыками проведения фундаментальных исследований в области культурологии.